Вита Летницкая, Сайгон
О вьетнамском luxury и лучших десертах из риса
После учебы в ИСАА Вита Летницкая переехала во Вьетнам и стала главным редактором местной «Афиши»
Куда уехала: Сайгон, Вьетнам
Когда уехала: 2012
Чем занимается: редактор журнала
Впервые надолго я слетала во Вьетнам во время учебы в ИСАА. Увидела тогда, насколько можно по-другому жить. Потом в магистратуре тема исследования у меня была «Гадательные практики, традиция и предсказания во Вьетнаме». На русском про это не было ничего, нужно было ехать в страну. Научный руководитель предложил поработать у него в туристической компании. Это мой первый опыт «рабочего» пребывания во Вьетнаме. Мне очень не понравилось, и я дала себе обещание остаться в России.
Начала искать работу, естественно — с вьетнамским языком. Но все, что удавалось найти, — технический перевод. Уже была готова просто купить билет в один конец и ехать во Вьетнам бесцельно, когда случилось чудо. Я отправила резюме на очередную бесперспективную позицию, и женщина, которая должна была просто переправить файл дальше, решила его открыть. Она представила меня Мише — своему «знакомому, который занимается журналами во Вьетнаме». Мы созвонились, и я ему рассказала, как нужно строить бизнес-отношения с вьетнамцами, почему у него сейчас не очень идет бизнес… Например, во Вьетнаме никто не будет отвечать на мейл человека, о котором они никогда не слышали, которого никто не порекомендовал. По итогам разговора Миша сказал: «У меня есть для вас работа. Готовы через неделю быть во Вьетнаме?» Я переехала. Должность в итоге — что-то вроде главного редактора. Мы запускали журнал, по замыслу — «Афиша–Сайгон», для продвинутой вьетнамской молодежи. Первые месяцы у меня работа была — 24/7. Даже когда шла тусоваться, я работала: искала людей, которые круто одеты, которые интересны.
Я здесь общаюсь с очень разными интересными людьми — артистами, музыкантами, кураторами галерей, бренд-менеджерами крутых магазинов. Но богемная селебрити-тусовка местная меня очень смешит — представить такое в Москве нереально. Например, я ходила на закрытый показ одного из главных вьетнамских дизайнеров. Он учился и стажировался во Франции, у него свой Дом моды — и вообще он здесь считается круче крутого. И вот его вечеринка, куча luxury-спонсоров, вход только по приглашениям, все сливки вьетнамского общества: режиссеры, модели, актрисы, поп-звезды. Все в бриллиантах, платьях под змею… Притом что luxury во Вьетнаме приблизительно в 1,5–2 раза дороже, чем в Европе, а количество людей, которые себе могут это позволить, — реально 1% от общего числа. И почти все они были на этом показе. А сразу после я отправилась на встречу со своим молодым человеком, который очень любит стрит-фуд. Мы пришли на улицу, где одна женщина продает лучшие в городе вьетнамские десерты из сладкого риса с кокосовым молоком. Это даже не кафе — просто она по вечерам на несколько часов прямо на улице расставляет тазы и стоит, пока все не распродаст. И вот мы сидим на корточках на улице, едим эти десерты, и тут возле нас останавливается огромная тонированная машина, из которой вываливаются человек пять с той тусовки. И они в своих бриллиантах, «версачах» и «гуччах» садятся на корточки рядом со мной и заказывают десерт, который стоит 25 центов.