Чем живут московские мусульмане
«Афиша» поговорила с имамом Шамилем Аляутдиновым о том, как живут мусульмане в столице, что они думают о террористической угрозе, которую немусульмане связывают с исламом, и как шариат соотносится с законами государства.
Шамиль Аляутдинов скорее похож на бизнесмена, чем на стереотипного священнослужителя. Что, в общем, неудивительно — Аляутдинов также проводит бизнес-тренинги и пишет книги с названиями вроде «Триллионер слушает» и «Триллионер думает»
Герой Шамиль Аляутдинов
Профессия Имам-хатыб Московской мемориальной мечети, бизнес-тренер
Что сделал Видеопроповеди, мотивационный нон-фикшн, сайт umma.ru
— Я не считаю, что «мусульманин» означает «террорист», но большинство террористов прикрываются исламом. Немусульманин не может не обратить свое внимание на это. Почему так происходит?
— Отвечу цитатой из книги Нассима Талеба «Черный лебедь»: «Многие путают утверждение «почти все террористы — мусульмане» с утверждением «почти все мусульмане — террористы». Предположим, первое — правда, и 99% террористов — мусульмане. Но это означает, что только 0,001% мусульман — террористы, поскольку мусульман в мире больше миллиарда, а террористов, допустим, десять тысяч, один на сто тысяч человек. Эта логическая ошибка заставляет вас без вашего ведома, то есть бессознательно, преувеличивать вероятность того, что случайно взятый мусульманин, скажем, в возрасте от 15 до 50 лет окажется террористом, примерно в пятьдесят тысяч раз». А термины «исламизм» и «исламский терроризм», появившиеся лишь лет двадцать назад, тогда как вся мусульманская культура имеет 14-вековую историю, несут в себе даже большую погрешность, ассоциативно увязывая очевидное зло и насилие с каждым, кто исповедует ислам. Вроде бы СМИ выступают против терроризма, но на деле выходит его массовая пропаганда. Уничтожили какого-нибудь террориста, и весь рунет завален рассказами о нем: где родился, где учился, что взрывал, какой большой и важный. Видит это молодой, еще до конца не определившийся россиянин и может сделать вывод, что место главного героя свободно. Убивай — и станешь знаменитым, да и в рай попадешь. Разве плохо?
— Тогда как, к примеру, надлежит относиться правоверному мусульманину к ИГИЛ?
— Ни для кого не секрет, что ИГИЛ появилось, после того как Ирак и Ливия лишились своих президентов, а Запад при этом активно финансировал военную оппозицию. С режимом президента Сирии Асада такой сценарий не удался, но получилось отбить у него часть территории. В итоге на тех территориях, которые оказались неподконтрольными, стали собираться преступники самых разных мастей со всего мира, они получали хорошее вооружение и лицензию на убийство. Европа под предводительством президента Франции Саркози активно выделяла сотни миллионов долларов с замороженных счетов Каддафи на финансирование оппозиции, выступившей с оружием против него. Та же самая история была с «Аль-Каидой», которая родилась на территории Афганистана во времена конфликта между США и Советским Союзом.
— Но почему мусульманские священнослужители не выступают с громкими опровержениями?
— Мусульманам и мусульманскому богословию крайне сложно противопоставлять что-либо столь хорошо информационно и финансово поддерживаемым радикалам. Например, англоязычная Би-би-си каждые 15 минут говорит о «джихаде» и об «исламском терроризме», внушая современному молодому поколению мусульман, что такой стиль жизни и является истинно исламским. На таких акцентах выросло целое поколение, живой тому пример — последний теракт во Франции, который был совершен молодыми людьми, родившимися и выросшими в этом европейском государстве. Именно информационная политика последних 20 лет убедила их в том, что насилие — это и есть ислам. На данном историческом этапе мусульманское богословие проиграло в информационном противостоянии. Будем надеяться, что в будущем все-таки удастся переломить ситуацию в пользу веры, добра, благочестия и созидания.
— Вы считаетесь едва ли не самым либеральным имамом Москвы; комментаторы в интернете по многим вопросам с вами не согласны. Вы, к примеру, говорите, что борода мусульманину необязательна, музыку слушать можно, а вежливо поздравить с праздником человека другой веры и культуры не грех.
— Я профессионально занимаюсь богословием более 20 лет. То, что я говорю, обосновано Кораном и Сунной. А мнения людей, строящих их на стереотипах, на обрывках знаний, полученных в интернете, либо изучающих мусульманское богословие под определенным идеологическим углом, фанатично следующих понравившемуся темпераменту, натуре или образу жизни, меня не интересуют. Я не политик, старающийся всем угодить, тем более когда это касается многомиллионной интернет-аудитории, а богослов, работающий ежедневно с арабскими первоисточниками. Я провожу параллели с современностью, к примеру, многие годы увлекаюсь психологией и нейробиологией. Я не загоняю своих читателей и слушателей в мирок собственных стереотипов, а делюсь с ними знаниями, предлагаю пути познания себя, мира вокруг и вечности. К тому же являюсь верующим человеком, четко понимающим, что Бог все слышит, видит и обо всем знает, и мне отвечать пред ним за правильность слов и действий в Судный день.
— Но вы часто сталкиваетесь с негативом консервативных верующих лицом к лицу?
— Лицом к лицу не сталкиваюсь. Не согласиться со мной, а тем более как-то оскорбить, осмеливаются лишь на просторах интернета, где всякий неуч может почувствовать себя всесильным, получив вместо обычных двадцати лайков все сто.
— Тут, наверное, дело в том, что ислам подразумевает практически бесконечную возможность интерпретации. А вы интерпретируете чересчур вольно.
— Не совсем. Есть основополагающие вещи, к которым относятся, например, столпы веры и религиозной практики. Среди столпов веры есть наиглавнейшее положение о том, что Бог один, и никак невозможно сформулировать мнение о том, что их два. В религиозной практике есть, например, ежедневная пятикратная молитва, и как бы кто ни старался, он не сможет доказать, что обязательных молитв в каждом дне шесть. При этом присутствует огромное пространство для научных усилий профессиональных богословов, где они могут высказывать свои мнения и интерпретации. Мнения, подходы и интерпретации зависят в том числе от времени, места, обстоятельств, но они должны иметь обоснование в Коране и Сунне, как минимум соответствовать их общим правилам и принципам морали, нравственности.
— Вы ведете видеоблог, посвященный исламу, на своем сайте. Кроме ваших видео на YouTube есть сотни советов мусульманам по самым, на первый взгляд, мелким поводам. Почему у верующих есть такой большой запрос на ответы на самые бытовые вопросы?
— Ислам, его правила и принципы — это повседневная жизнь, а потому и возникают вопросы. Благоразумный человек всегда старается совершенствоваться, становиться более правильным, благонравным и приносящим пользу. Коран и Сунна при верном применении их смыслов очень помогают верующему в этом.
— Статистика по количеству мусульман, живущих в Москве, сильно различается: официальная перепись дает цифру в 300 000, имамы мечетей предпочитают говорить о 2–3 миллионах.
— Действительно, из числа москвичей — более миллиона. С гостями столицы — несколько миллионов. Все это знают и понимают, но такие официальные цифры невыгодны властям. Да и зачем вообще считать, и без того ясно, что мусульман очень много и в Москве, и в России в целом. Говоря последнее, я имею в виду граждан России.
— Если в Москве так много мусульман, почему исламской культуры на улицах не видно. Чем Москва отличается от Парижского региона, где, по некоторым подсчетам, проживают до двух миллионов мусульман и улицы наводнены халяльными ресторанами?
— Очень большое влияние оказал период коммунизма — 70 лет! Все, что касалось религии, выжигалось каленым железом еще на самом начальном этапе становления атеистического коммунизма. Практически все татарские имамы и богословы после революции 1917 года были сосланы в Сибирь либо расстреляны. Целое поколение родилось и выросло без мусульманских ценностей. И это не только у татар, но и у всех мусульманских народов России. Конечно же, в этот сложный период для религии пострадали все традиционные конфессии России, но после развала Советского Союза православие имело значительно больше шансов быстро восстановить свои позиции, нежели ислам.
— В советское время в Москве существовала мусульманская община?
— Существовала, просто о тех временах забыли. Я сам своими глазами видел в 1980-е годы реки людей, заполнявших территорию вокруг Московской соборной мечети и подходы к ней на Курбан-байрам и Ураза-байрам.
— Исторически основой мусульманского сообщества в Москве были татары, сегодня же большинство верующих — иммигранты из Средней Азии и с Кавказа. Я слышал, что молодые татары перенимают привычки и обычаи кавказских мусульман, которые даже молятся чуть-чуть по-другому.
— Не соглашусь с тем, что подобное происходит массово. А отдельные случаи — результат стирания границ посредством массмедиа и миграции. Но с точки зрения мусульманских канонов в этом нет ничего страшного, а тем более опасного.
— Есть данные, что только 10 процентов московских мусульман посещают мечети. Можно ли назвать не посещающих мечеть «светскими мусульманами»?
— В исламе нет разделения на светское и духовное, как, например, в христианстве. В исламе нет монашества и отрешенности от повседневной жизни. А потому если человек считает себя хотя бы немного мусульманином, знает постулаты веры и религиозной практики, понимает, что Бог один, тогда он уже мусульманин и нет необходимости добавлять к этому «светский».
— Тогда что вообще значит быть мусульманином в мегаполисе?
— Это значит не потеряться в бесконечном хаосе вопросов и проблем. Это значит уметь останавливаться 5 раз в сутки, дабы с душевным спокойствием предстать пред Богом на несколько минут и к концу молитвы отсеять второстепенное от главного. Это значит находить время для семьи и духовного развития детей, давая им четкие ориентиры, правила и принципы, на которые они могут опираться, отделяя зло от добра. Это значит находить время для пятничной и праздничной молитв, хотя бы в выходные дни и отпуска. Это значит найти свое место и внести созидательный вклад в то общество, в котором живешь. Это значит не забывать в своих молитвах о предках и заботиться, совершая конкретные положительные дела, о потомках. Это значит стараться быть лучшим, используя огромный потенциал веры и безграничную Божью милость. Это значит трудиться на все сто процентов, делать все от тебя зависящее, а в том, что кажется невозможным, полагаться на Бога.
— Хорошо, а как же шариат, который зачастую противоречит государственным законам? К примеру, многоженство?
— Каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее разумным, соответствующим религиозным представлениям о богобоязненности и благочестии является моногамный брак. Наличие второй, третьей или четвертой жены — каноническое исключение, которое снисходительно допускается исламским брачным правом, но обуславливается рядом возможных обстоятельств. Шариат не содержит призывов к полигамии и не считает ее обязательной. Человек, намеревающийся создать вторую семью, должен учесть все общественные нюансы, а также понимать, что женщина-мусульманка имеет опекуна, будь то отец, брат или другой близкий человек, который, если он сознательный, так просто не отдаст ее второй женой.
— Со стороны кажется, что с женой в исламе обращаются как с собственностью.
— Женщина в исламе уважаема. Кроме того, при заключении брака одним из главных условий является выплата махра (ценного свадебного подарка. — Прим. ред.), следовательно, женясь второй раз, муж должен не только обеспечить вторую семью всем необходимым, но и выплатить ценный (по его возможностям) махр. Например, в Коране упоминается махр в размере 45 кг золота. Отмечу, что это безвозмездный дар жениха невесте, о чем также сказано в Коране. К тому же желательно, чтобы жены жили в разных квартирах, домах, — это Сунна. Причем квартиры должны быть совершенно идентичной стоимости, одинаковыми по площади и дизайну. Только в наших российских условиях могут встречаться случаи, когда две жены ютятся в однокомнатной квартире. К детям от разных жен также должно сохраняться равное отношение: например, нельзя одному ребенку подарить подарок, а другого оставить без ничего — необходимо равенство во внимании. У нас в России мусульманской культуры семьи обычно нет даже по отношению к одной жене, что уж говорить о двух… Муж может спокойно позволять себе гулять на стороне; не заботясь о завтрашнем дне, спокойно лежать на диване, смотря телевизор, а жена будет работать. За советский период женщину почти превратили в мужчину. Перестройка только укрепила такое положение дел, так как многие мужчины быстро сдавались перед проблемами, уходили в монастырь либо ударялись в радикализм, женщинам же приходилось все взваливать на свои хрупкие плечи. В итоге так получилось, что мужчина-мусульманин еще до конца не сформировался, что остается проблемой как мусульман, так и христиан. В арабском мире такое явление редко, так как женщины знают свои права и они защищены исламским законодательством. При разводе они даже в самом крайнем случае без материального достатка и жилья не останутся. У нас же грань между тем, чтобы иметь любовницу, и тем, чтобы иметь вторую жену, очень тонка. Люди не понимают, что значит завести вторую семью.
— С одной стороны, от мусульманского мира выступаете вы и другие либеральные священнослужители, с другой, как видится мне, Рамзан Кадыров. Мне, как немусульманину, кажется, что Кадыров высказывается радикально, к примеру, когда речь идет о ситуации с газетой «Шарли».
— Я к Рамзану Кадырову отношусь с уважением, обращая внимание на его конкретные дела. В нашем обществе, как и в мире в целом, очень мало политиков, которые по-настоящему заботятся о народе, простых людях. Он, на мой взгляд, относится именно к этому меньшинству сильных лидеров.
— Кадыров во многих мировых проблемах обвиняет США. Почему? Насколько полезно винить во всем внешнюю силу?
— Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия… Список можно продолжить. Разжигание внутренних противоречий и военное вмешательство. Разве кто-то может сомневаться в том, что за всеми этими реками крови, миллионами беженцев и полной разрухой, являющейся благоприятной почвой для гражданских войн, насилия и радикализма, стоят США и Великобритания?!
— Около недели назад стало известно, что российский актер Вадим Дорофеев уехал воевать за ИГИЛ. Я читал, что вы пытались отговорить Дорофеева уходить в ИГИЛ.
— Я с ним не был знаком лично. Услышал об этом человеке примерно месяца два назад, когда один из наших прихожан рассказал, как его знакомый попал под влияние людей, вербующих в Сирию; рассказал о том, что парень уже на границе с Сирией и многочисленные доказательства и старания переубедить его никак не помогли. Он просил у меня каких-то дополнительных аргументов, дабы спасти парня. Я ответил, что если он уже дошел до такой степени анализа происходящего, то есть разрушительные вирусы трансформировали его мозг таким образом, что он увидел перспективы собственной жизни в войне, то на данной стадии чем-либо помочь ему невозможно. Также из разговора я понял, что парень уже давно жил в долг, нигде не работал, а потому сделал для себя вывод: такое отношение к собственной жизни стало для него выходом из финансового — и не только — тупика, в котором он оказался.