Есть ли у нас право на нейтралитет?
Алексей Навальный, глава Фонда борьбы с коррупцией и лидер российской оппозиции, дискутирует с шеф-редактором компании «Афиша» Юрием Сапрыкиным о том, этично ли в теперешних обстоятельствах оставаться в стороне от политики.

После ареста Алексей Навальный снял свою кандидатуру с выборов на должность мэра Москвы. После освобождения заявил, что кампания будет продолжаться несмотря ни на что
Сапрыкин Ты сказал в суде: «Никто сейчас не имеет права на нейтралитет. Кого ты имел в виду под этим «мы», и что ты понимаешь под словом «нейтралитет»?
Навальный Я имел в виду людей, которые понимают, что сейчас происходит в стране. Они недовольны происходящим, но для какого-то самооправдания, для покрытия своей лени или трусости они нашли сто тридцать причин, которые объясняют, почему сейчас можно оставаться в стороне от активных действий. «Я журналист, у меня этика», «я сделал модный магазин, продающий митболы, его закроют». Я считаю, что сейчас аморально не заниматься политической борьбой. Говорить, что правильная политическая позиция помешает твоим митболам, — это лицемерие. Митболы, конечно, условные. Я так к ним привязался, потому что в «Афише» только недавно статью про них прочитал. Я хочу сказать, что нет никакого противоречия между тем, чтобы производить митболы, организовывать Пикник «Афиши», быть объективным журналистом — и заниматься политической борьбой. Еще до этого адского собянинского призыва к муниципальным депутатам за меня подписывались бюджетники: директор школы, директор ДЭЗа. Они говорили: «Мы понимаем, какие-то проблемы будут, но мы подпишемся». А девяносто девять процентов людей не рискуют вообще ничем. Митболам никто не угрожает, никто не стоит у вас с пистолетом у виска.
Сапрыкин Данила с Алексеем, которые открыли это самое кафе, как раз говорят в интервью, что ходили на митинги и в свободное от работы время занимают (или по крайней мере до недавних пор занимали) вполне активную позицию. Но в результате их непрерывно поднимают на смех за то, что они имеют наглость продавать митболы, в то время как людей сажают. Вопрос ставится не так — можешь ли ты заниматься делом и ходить на митинг, вопрос в том, имеешь ли ты моральное право в принципе заниматься своим делом при нынешнем режиме.
Навальный Это другая сторона того же адского лицемерия. Это риторика самых бессмысленных бездельников, которые периодически пишут твиты и упрекают всех вокруг за то, что у них есть семьи и работа, а нужно бы отсиживаться где-то в катакомбах. Сами они при этом в катакомбах не сидят. Я по-прежнему придерживаюсь позиции, что у каждого должны быть 15 минут борьбы с режимом в день. Этого достаточно. Ты можешь уделить этому восемь часов за ближайшие полтора месяца и до восьмого сентября постоять около агиткубов и пораспространять листовки. А можешь перечислить 500 рублей в «РосУзник». Или, будучи объективным журналистом, написать статью о том, как прекрасен парк Горького, а потом прийти ко мне и написать статью о том, как нас всех обворовали, проведя липовое озеленение Тверской улицы. Даже если ты считаешь, что мы все делаем неправильно, ты можешь как минимум обозначить свою политическую позицию в фейсбуке, сказав, что не нужно ныть, а нужно бороться.

Юрий Сапрыкин и Алексей Навальный вместе входили в огркомитет протестных митингов зимой 2011-2012 годов
Сапрыкин В похожей ситуации в 70-е годы появился известный текст «Жить не по лжи», где Александр Исаевич Солженицын сформулировал на очень глубинном уровне принципы — чего нельзя делать. Придут к тебе с просьбой подписать коллективное письмо, осуждающее невиновного, — не подписывай. Будут заставлять петь хвалебные песни Леониду Ильичу — не пой. Просто отойди в сторону. И это была вполне универсальная, подходящая для всех программа действий. А твои требования хороши для определенного темперамента. Если мне нравится движуха, если я люблю делать что-то активное и энергичное, я иду и стою у кубов, раздаю листовки, печатаю газеты. А если я дикий интроверт, который и так все время сидит в своем внутреннем кубе, если для меня мучительно выходить и убеждать в чем-то незнакомых людей, если я вообще не про это, то в какой-то момент я начну ощущать, что совершаю ужасное предательство. Как будто я что-то должен людям, которых сажают, или даже своей совести, и я этого не додал. Набор этих вещей, о которых мы говорим, он какой-то очень ограниченный. Выйти на митинг, раздать листовку, перечислить деньги. А что еще?
Навальный Понимаешь, мы пришли к тому состоянию политической системы, когда инструменты политической борьбы ограничены. Во времена Солженицына было просто: тогда активная позиция была именно в неучастии.
Сапрыкин Вместо того чтобы съесть сорокинскую норму, ты прятал ее в карман.
Навальный Именно. Ты не ешь норму, и ты уже героический чувак. Сейчас ситуация, конечно, несравнимо лучше, чем при Солженицыне, но она несравнима даже с Украиной, где у тебя есть какая-то вариативность действий, и тем более с США. У нас действительно все свелось к агитации, пропаганде, расклейкам и перечислению денег. Но даже в такой ситуации ты, интроверт, можешь что-то для себя придумать: добился митбольного успеха — перечислил на дело 1000 рублей.
Сапрыкин А представь себе, что ты добился этого митбольного успеха за счет того, что тебя включили в целевую программу поддержки молодого предпринимательства. Сказали: «Бери эту аренду за три копейки», ты согласился, тебя занесли в какой-то список, отнесли Медведеву, а он отчитался перед «Единой Россией».

Навальный Если тебе просто предлагают аренду — сделай это. А если тебя просят: «Повесь здесь маленькую эмблему «Единой России» — тогда это очевидная подлость. Если делается что-то хорошее, нет проблем это похвалить. Но только не надо помогать политически режиму, не надо продлевать его жизнь, не надо врать. Если ты честный журналист и пишешь про какие-то сферы жизни, где реально есть улучшения, ну так и пиши. Но только придя домой, вспомни про остальные девяносто процентов реальности, где все только становится хуже, и займи по этому поводу честную позицию.
Сапрыкин Я хотел сказать немного о другом. Недавно я смотрел фильм по повести Василя Быкова «В тумане». Про войну, естественно. Там были рабочие, которые ремонтировали железную дорогу. Трое из них говорили: «Давайте мы ее разберем и пустим поезд под откос». А один возражал: «Зачем ее разбирать, ведь тут не только немецкие поезда будут ходить, когда-нибудь и наши пойдут. И, возможно, следующий поезд будет с нашими военнопленными». Его не послушали, послали куда подальше и разобрали дорогу. Дальше их всех ловят, троих вешают, а этого одного отпускают. Но в итоге получается, что ему, с одной стороны, на железную дорогу назад дороги нет, потому что он как бы соучастник преступления. А с другой, его пытаются казнить партизаны, потому что он не хотел поезда пускать под откос и скорее всего сдал своих, раз его отпустили. Он оказывается в ужасном положении — притом что он просто пытался делать свое дело.
Навальный Ты опять сравниваешь несравнимое — разное время, разные исторические ситуации. Там стоял вопрос между жизнью и смертью или хотя бы свободой и несвободой, а сейчас...
Сапрыкин Я, конечно, обостряю, но давай вот конкретный пример — наш кумир Капков, который хорошо делает свое дело.
Навальный Ваш.
Сапрыкин Наш. За что ни возьмется, все хорошо делает. В результате им наверняка недовольны и фундаменталисты из нефтегазового следственного комитета из-за того, что он в Москве такую вольницу развел, и сочувствующие оппозиции люди из-за того, что отвлекает трудящихся от протеста, делая их жизнь чуть-чуть лучше. Они, попадая в парк Горького, становятся не такими злыми.

Навальный У нас настолько бессмысленная и глупая система власти, что когда появился один-единственный человек, который выполнил семь пунктов своих должностных инструкций, все начали бегать за ним и кричать: «Боже мой, посмотрите на эти деревянные лавочки!» За те деньги, которые есть в московском бюджете, у нас должны быть лавочки везде. В моем Марьинском парке должны стоять эти лавочки, а они там не стоят. У меня нет ни пиетета, ни специального отвращения к Капкову. Он просто чиновник, который из каких-то своих соображений выполняет семь пунктов своих инструкций. Ну и пусть выполняет.
Сапрыкин Вот выберут тебя, позовешь Капкова на работу?
Навальный Конечно, нет. Капков — это политическая фигура. Если бы он был просто руководителем департамента, который хорошо делает свою работу, он мог бы остаться. Но он является олицетворением этого режима: Путина, Абрамовича, Собянина.
Сапрыкин В результате тебе придется звонить Ксении Собчак или, еще хуже того, мне и звать нас руководить культурой. А мы элементарно не понимаем, как устроен документооборот, как устроено законодательство, как вся эта бюрократическая машина работает. И главное, по сути дела, ничего лучше того, что делается сейчас, предложить не сможем.
Навальный Послушай, Капков в режиме ручного управления отрегулировал два театра и три парка, а все остальное как было в этом бардаке, так и осталось. Во всех департаментах есть десятки людей, которые не коррумпированы и готовы работать по нормальным правилам. И если найдется человек, который будет навязывать им нормальные правила, тогда на озеленение Тверской улицы мы потратим в десять раз меньше денег и получим в десять раз лучше озеленение. Россия не является обреченной страной, над которой крутится воронка из романов Лукьяненко. Будут адекватные люди, и все заработает прекрасно.

На заре протестов Юрий Сапрыкин занимал активную позицию: организовывал митинги, вел дебаты. Но со временем дистанцировался от политической деятельности и даже перестал писать в «Афишу» колонки о духе времени
Сапрыкин Все, что связано с парками и прочей урбанистикой, — часть популярной теории малых дел. Но при этом мы как будто забываем об огромном количестве людей, у которых настолько малые дела, что их даже под теорию не подведешь. Вот представь себе — женщина, которая день и ночь выхаживает парализованную бабушку. Предположим, у нее есть интернет и оттуда до нее доносится информация о том, что она не имеет права на нейтралитет, что ей нужно срочно занять активную политическую позицию. А у нее просто времени нет, чтобы от постели оторваться. И тогда она понимает, что она тут ни при чем. Бургеры и лавочки — это очень узкий слой наших фейсбучных друзей. Они действительно могут выбирать — заниматься лавочками или заниматься политикой. Но за ними есть гигантский слой людей, которые погрязли в житейских проблемах, которые с огромным трудом зарабатывают себе на хлеб. И когда вдруг достучавшись до него, мы орем: «Ребята, вы чего там херней занимаетесь? А ну, быстро печатать газету», это не вызывает у них ничего, кроме раздражения.
Навальный Я же не прошу их бросить все и стоять в моем пикете. Я просто говорю о том, что никто не имеет права сейчас сказать: «У меня такая плохая жизнь, у меня три ребенка, я ухаживаю за бабушками, поэтому мне наплевать на политику». И потом, когда я произносил фразу про нейтралитет на суде, я обращался прежде всего не к тем, у кого нет сил голову поднять, а к условным читателям вашего журнала. К тем, кто уже все понял, кому не нужно ничего осмыслять: кто получил высшее образование, у кого неплохая работа и кто регулярно заходит в интернет. Моя задача спасти тех, кто по объективным причинам этого всего не понимает, тех, кто смотрит Первый канал, тех, кто бьется с холодной батареей и отвратительным ЖКХ в Москве на фоне двух триллионов рублей городского бюджета. Но все перемены, я повторяю это в миллионный раз, делаются одним процентом активного населения. Людей, которые уже понимают, о чем я говорю, — миллионы. Миллионы. Вот они должны что-то сделать.
Сапрыкин Ты знаешь, этот один процент активного населения парализует, мне кажется, еще одна мысль. Мы все не так уж давно стали активными, этому опыту года полтора с небольшим. Люди вдруг стали выходить на улицу, стоять в пикетах, ходить в суды, раздавать листовки. Но в какой-то момент они вдруг увидели, что от того, что они стали такими активными, всем вокруг стало заметно хуже. От того, что они пришли постоять у суда над Pussy Riot и покричать судьям «Позор! Позор!», судьи совсем озверели и влепили двушечку. На самом деле судьи, конечно, не сами по своей воле влепили, но тебе-то кажется, что это все результат вот этого противостояния, в котором ты принял участие. От того, что мы вышли на Болотную и пришли еще, несколько десятков людей сейчас укатают на длительный срок. Вот один процент смотрит на это и думает: «А точно в следующий раз нужно к суду идти? А не будет хуже?» Не мне хуже, а тому, кто в суде. И это не трусость, это вопрос того, что ты совершаешь некоторое действие, а эффект от него прямо противоположен тому, которого ты добивался.

Навальный Я, конечно, очень извиняюсь, но мне кажется, это типичная трусость, которую все пытаются замотать в дизайн некоего рационального размышления о полезности или вреде. Это первое. Второе. Ничего не стало хуже. А так плохо всем, потому что не один процент вышел, а 0,1 процента пока. Эта власть все равно будет делать хуже, потому что у нее нет другого варианта. Это логика развития любого авторитарного режима. Только нужно отдавать себе отчет — люди, которые идут куда-то, практически ничем не рискуют.
Сапрыкин Нам вряд ли поверят обвиняемые по «Болотному делу». Да, это ничтожный процент, но каждый из них — это живой человек, который сейчас очень сильно страдает.
Навальный Режим случайным образом выбирает случайных жертв. И это — самое обидное. Но говорить о том, что каждый, кто идет на митинг, в опасности, нельзя. Мы придумали какую-то ерунду: нас всех побьют и посадят. Убить и посадить всех невозможно.
Сапрыкин Есть еще одна гипотеза, почему все-таки сейчас стало хуже. Когда мы выходили на улицы, мы кричали людям, которые сидят за кремлевской стеной: «Путина на нары», «даешь люстрации» и прочее в этом духе. Я не знаю, доходил ли до тебя слух, что решение запустить уголовное дело по «Кировлесу» было принято, после того как ты сказал на «Дожде»: «При мне Путин сядет».
Навальный Ну это было, когда все шесть дел были уже заведены.
Сапрыкин Просто по их понятиям это такая предъява, на которую невозможно не кинуть ответку. Для них это превращается в борьбу за выживание, за то, чтобы раздавить оппонента, который угрожает не просто их карьере, а их свободе, благосостоянию. И именно поэтому борьба ведется таким жестоким и бескомпромиссным образом. Например, твоя речь на суде. Ты же сам бросился на амбразуру. Очень круто, важно и честно все, что ты сказал про Офицерова, но после этого ты заявляешь: «А теперь, суки, я не оставляю вам пути к отступлению. Я открытым текстом сообщаю, что уничтожу эту ублюдочную власть, и вам ничего не остается, кроме как посадить меня за эти обещания».

Навальный Я же сразу им сказал: «Если вы хотите поиграть со мной в юридическую херь и перетаскивание бумажек с прениями — сторона защиты, сторона обвинения, — давайте сыграем в эту игру». Мы в нее сыграли. И сыграли, с моей точки зрения, весьма успешно. Все свидетели обвинения выступили в мою пользу. Но я не собираюсь продолжать эту игру, когда дело дошло до сути. И все, что я считаю нужным сказать прямым текстом, я скажу прямым текстом, потому что я дорожу доверием тех людей, которые ценят меня и мою позицию. Я много лет последовательно говорю: «Это мерзкая воровская власть». Я борюсь с ней различными способами, она начинает бороться со мной, люди смотрят на меня, кто-то поддерживает меня, кто-то нет. И вдруг, когда доходит до самого главного, я начинаю мямлить и занимаю мягкую позицию? Что мне скажут люди, с которыми я работаю: «Ну и …! А зачем ты это сделал? Для чего тогда все это нужно было начинать?» Я приведу странный пример с нашими кубами. Люди, которые приходят на них работать, раздают листовки гораздо лучше, чем платные агитаторы. Потому что на хера тогда приходить-то, если халявить? Тебе никто не поставит прогул. Так и со мной — на хера я буду халявить, если я зачем-то в это ввязался? Ну торговал бы себе митболами.
Сапрыкин Ты не боишься, что если тебя посадят, то сначала люди выйдут на улицы и их будет много, а потом постепенно произойдет то, что и всегда происходит, — кто-то устанет, кому-то надоест. Глаз замылится. Только больше не будет человека, который говорит: «Ребята, не надо врать и не надо воровать». Ты же на самом деле, почему такой опасный — потому что все время людей тычешь палкой, не даешь спать, придумываешь какие-то новые штуки, которые заставляют их подскочить со стула. А тут, возможно, некому будет их придумывать.
Навальный Я понимаю, как устроены организационные процессы в политике: действительно сначала все бегают, потом интереса становится все меньше и меньше. Я не строю иллюзий и понимаю, что все так и будет, я понимаю это очень хорошо, и с этим ничего не поделаешь. Что касается второй части — в этом и был отчасти мой упрек образованной аудитории. Ребята, это вы сделали так, что я один. Мне вы тоже пишете нудные претензии в фейсбуке, но у меня есть аудитория в миллион человек, и я спокоен. А любого другого вы сожрете на этапе первого поста. Свет на мне клином не сошелся — это только два каких-то маленьких лучика. Но, к сожалению, сейчас для того, чтобы вылезти, нужно больше смелости, больше ресурсов, больше отваги, больше поддержки, чем на том этапе, когда я начинал этим заниматься. Ну, я надеюсь, что образованный класс перестанет предъявлять сто претензий сразу тем людям, которые что-то делают. Давайте пестовать тех чуваков, которые не пишут твиты, а стоят на улицах и раздают листовки. Вместо того чтобы восклицать: «Все ужасно, пора валить». Было омерзительно, когда статью Гордеевой все бросились обсуждать.
Сапрыкин Мне, кстати, кажется, эта статья на самом деле не про эмиграцию — а о том, как не лазить лишний раз в фейсбук. О том, что тебя настолько захлестывает этот вал плохих новостей, а также претензий по поводу того, что ты на эти новости не всегда реагируешь, что в итоге тебя заедает совесть: тут суд, тут арест, тут пикет, тут больные дети, а у тебя элементарно не хватает ни времени, ни эмоциональных каких-то ресурсов, чтобы по каждому поводу что-то сделать. А окружающие моральные авторитеты тебе еще постоянно пеняют: «Все честные люди должны прийти туда-то! Все неравнодушные люди должны сделать то-то!» И в какой-то момент ты думаешь: да … оно все конем, выключу-ка я телефон и буду лежать на пляже. Ты выступаешь с позиции сильного человека, готового идти до конца. А есть люди, у которых реально опускаются руки.

Навальный Что у вас руки-то опустились? Где у вас, покажите мне, гири на ногах? Где кандалы-то ваши? Кто вас замучил и убил? Нам так тяжело, что мы должны выпить какие-то там успокоительные таблетки. Да ерунда это все какая-то.
Сапрыкин Скажи, а если бы ты сейчас вернулся в 5 декабря и в 24 декабря, что бы ты сделал по-другому?
Навальный Пятого декабря сделал бы то же самое. Десятого декабря нужно было идти не на Манежку, а в спецприемники — и всех сто человек, которые были задержаны, освободить.
Сапрыкин Я почему спрашиваю — Катю Гордееву точит рефлексия. А вот тебя она точит? Ты возвращаешься к тому моменту, когда, кажется, что-то пошло не так?
Навальный Нет. Но вот мы с тобой первый раз поговорили перед Сахарова, когда ты мне в течение часа объяснял, что не нужно звать выступать на митинге националистов. Это был наш первый телефонный разговор. Конечно, глядя отсюда, я понимаю, что это какая-то туфта, вообще не то, чем нужно было заниматься.
Сапрыкин Обсуждали действительно какие-то комариные, мышиные, незначительные совершенно вопросы.
Навальный Очень много времени потратили на дискуссии. Я жалею, что начал взаимодействовать со всеми подряд. Я должен был изолироваться и создать организационный центр, и все эти кубы, которые мы сейчас ставим, ставить уже тогда. Нужно было заниматься организационной работой. Забить хрен на всех. Оргкомитет — это все важные люди, а я тогда почти ни с кем не был знаком. Робел в каком-то смысле от того, какие все великие. И они правда великие. Только времени очень жаль. У меня нет рефлексии, потому что тогда никто не знал, как надо. И я тоже не был к этому готов. Я никогда не выступал на митинге, где было больше трех тысяч человек, никогда не штурмовал ничего, кроме заборов на стройках. И как оно случилось, так и случилось. Бессмысленно переживать. Думаю, тогда по-другому быть и не могло. К сожалению. Что для нас важно сейчас, в момент кампании, — то, что мы создаем политическую инфраструктуру, которой смогут пользоваться все: люди могут сами записываться в пикеты, мы видим их на карте, мы можем, назначив митинг, на следующий день организовать 50 точек распространения листовок и быстро их напечатать.
Сапрыкин Ты готов потратить десять или пятнадцать лет жизни на борьбу с этим режимом?
Навальный Это не называется «потратить». Мне нравится эта жизнь, я очень счастливый человек. Я делаю отличную вещь, меня за эту вещь любят люди, меня фотографирует журнал «Афиша» и, возможно, поставит на обложку. Все отлично. Да, все имеет свою цену — рок-звезды умирают от передоза, политиков сажают в тюрьму. Но оттого что меня поддерживает большое количество людей, я испытываю эйфорию. Наверное, и у вас бывают такие моменты. Вот когда вы делаете свой Пикник «Афиши» и понимаете, что 50 тысяч человек вам благодарны, — неужели не бывает?
Сапрыкин Да, после Пикника нас разрывало от эйфории, мы чувствовали себя просто королями вселенной.
Навальный А меня разрывает так каждый день.