Жизнь музейных запасников
Постоянная экспозиция любого музея — только верхушка айсберга: основные ценности находятся в хранилищах. «Афиша» поговорила с хранителями четырех музеев о том, чем они занимаются и что представляет собой современный запасник.
Политехнический музей
Что хранится
Макеты, модели и действующие образцы техники
Число экспонатов в запасниках
Около 300 тысяч, хранятся в технополисе «Москва»
Анна Константинова, старший научный сотрудник фонда письменных источников: «Мы перевозили фонды в течение всего 2013 года из здания Политехнического музея на Новой площади, закрывшегося на реконструкцию, — только девять месяцев у нас ушло на упаковку объектов. Часть крупногабаритных объектов отправилась на хранение в Отрадное и в Люблино. На площадке технополиса «Москва» мы сочетаем открытое хранение — на витринах — с закрытым, пока что большая часть вещей лежит на стеллажах в специальной упаковке и ждет следующего переезда. Вещи у нас самые разные — от подсвечников V века и часов XVI до огромного макета шагающего экскаватора в размере один к десяти или совсем недавно произведенных цифровых устройств. С ними, кстати, бывает даже сложнее, чем со всякими древностями, потому что установить их ценность не так просто — не очень понятно, станут ли они раритетами в ближайшем будущем. Мы храним уникальные памятники технической мысли, причем не обязательно отечественного производства — например, у нас выставлен деревянный андроид Пьера Жаке-Дро. Это швейцарский изобретатель XVIII века с трагической историей: у него погибли жена и трое детей. Он на этой почве несколько повредился рассудком и стал строить деревянных роботов в виде своих детей. Много вещей поступает от частных лиц, которые обнаружили что-то у себя дома и решили отдать это музею. Вещи необязательно редкие — вот недавно к нам пришел телевизор «Рубин», сейчас уже пришло время, для того чтобы он оказался в музее.
Ценность предмета обуславливается его историей — вот шикарный голубой автомобиль Imperial на самом деле далеко не самый ценный в нашей коллекции, он серийного производства, таких было много. А стоящие рядом с ним две невзрачные машины, предки современных «москвичей», — это настоящие сокровища, оставшиеся в единственном экземпляре. Двухдверный автомобиль был произведен в 1937 году и презентован Сталину в Кремле — тот сел за руль на переднее сиденье и сказал председателям, представлявшим автомобиль: «Вы тоже садитесь, товарищи». Случился конфуз — дверей-то две, Сталина так просто не подвинешь. В итоге решили сделать автомобиль четырехдверным, но в производство он так и не пошел — началась война».
Музей Москвы
Что хранится
Живопись, скульптура, графика, планы, карты, редкие книги, фотографии, предметы быта и другие объекты
Число экспонатов в запасниках
Около 750 тысяч
Екатерина Селезнева, главный хранитель: «Музеефицируются не только драгоценные, но совершенно обыденные предметы, о которых, может, и не вспомнишь иной раз, если нет такой задачи. Вот как сейчас — к выставке «Советское детство» не получилось найти ни одной тетради с промокашкой. Нынешнее поколение вообще не знает, что это такое — промокашка. Они исчезли, просто как будто их не было никогда! Мы об этом рассказали в интервью, и позвонили сразу несколько человек — теперь у нас такая редкость имеется. Вещам свойственно исчезать. К примеру, чернильницы. Перьевыми ручками уже никто не пишет. Сейчас мы готовим выставку, в которой хотим показать все те предметы, которые читатели находят сегодня только в стихах российских и советских поэтов. Их просто не встретишь в свободном доступе, а в музее — вполне: прялка, коромысло, примус. Мы покажем все это детям, чтобы они тоже понимали, о чем идет речь. Но помимо тетрадей с промокашками у нас имеются совершенно потрясающие вещи, которые я даже не знаю, где еще можно найти. Например, в нашем фонде драгоценных камней и ценных металлов хранится альбом второй половины XIX века с серебряными накладками, который изготовили работники стеаринового завода своему директору на память, когда он уходил. Абсолютно рукотворная вещь, уникат. Альбом с муаровым форзацем, сделанным вручную рисунком и с, на мой взгляд, бесконечно трогательной надписью, где вот эти самые люди говорят, как они жалеют о том, что их начальник уходит. Это все каллиграфическим почерком написано, а затем идут фотографии сотрудников. Это ведь тоже совершенно исчезнувший вид корпоративных отношений. То, как меняются москвичи, очень интересно. Ту же «Оттепель» я смотрела очень придирчиво! И оценила ход авторов фильма, согласно которому костюмы главной героини делает ее брат, прогрессивный дизайнер. Потому что, конечно, главная героиня превосходно одета, но так одевались — единицы. В нашей коллекции есть платья, в том числе и те, которые заказывали в ателье или шили сами. В этом году, летом, на станции метро «Воробьевы горы» мы организовали выставку «Пассажиры» с одеждой 50–60-х годов. Это и кримпленовые платья, и шелковые платья, и редкие заграничные пальто».
Музей архитектуры им. Щусева
Что хранится
Архитектурная графика, обмеры, модели, фотографии, архивы, скульптуры, мебель, надгробия, образцы строительных материалов
Число экспонатов в запасниках
Около 700 тысяч
Алексей Карпун, заместитель заведующего отделом хранения и реставрации трехмерных объектов: «У меня два фонда: фонд макетов и моделей и фонд строительных материалов, куда входят кирпичи, изразцы и металл. В музее имеется, наверное, единственная в мире коллекция кирпичей, которая представляет в основном русское производство — с XII до ХХ века. Это был строительный материал, более того, он достаточно труден в атрибуции: раньше кирпичи использовали по несколько раз. То есть сделали, потом разобрали через какое-то столетие и заново использовали. Поэтому очень часто кирпич, во всяком случае до ХХ века, мог жить несколько жизней. Ну и конечно, интересно то, что они — большинство — клейменые, поэтому можно проследить и понять, какие производства: частные, казенные. Основная масса кирпичей попала сюда в советское время, когда была активная реставрация архитектурных памятников. Особенно после войны, когда что-то восстанавливали. Поэтому кирпичи из того или иного места передавали нам археологи, реставраторы. Есть частные коллекции, и сейчас много людей в стране занимаются кирпичами в рамках краеведческой деятельности. Сегодня это уже не такое странное явление — в интернете огромное количество любителей, они переписываются, объединяются, рассказывают о своих коллекциях. Кирпичи выдерживают любые перепады температуры, а гипс и дерево в модели макетов должны поддерживаться в одной и той же в течение года влажности. Примерно раз в две недели у нас проходят выставки, и если принимает участие профессиональный архитектор, то, как правило, один его экспонат в виде макета дарится нам. А случается и такое: сигаретная фабрика «Дукат» решила восстановить свою историю, они сделали макет всех этапов строительства, показали, но у них нет музея, поэтому в администрации они сделали уменьшенную копию, оставили ее себе, а нам подарили вот этот весь промышленный комплекс, достаточно большой макет. Или делается реконструкция Большого театра, и творческая группа архитекторов, которая занималась этим, посчитала возможным подарить проектный вариант нашему музею. Или, допустим, умер художник, архитектор, который также делал макеты русских деревянных церквей. Его жена решила передать архив в Союз художников, а макет церкви, который он делал, деревянный, подарить нам».
Дарвиновский музей
Что хранится
Чучела млекопитающих, рыб, птиц и земноводных, части ископаемых животных и моллюсков, орудия труда древних людей, анималистическое искусство
Число экспонатов в запасниках
Около 360 тысяч
Игорь Фадеев, ведущий научный сотрудник: «Люди считают, что мы, собирая коллекцию чучел, животных уничтожаем. Говорят — не надо их убивать! Я согласен, просто так никого не надо убивать. Но если это единственный способ получить важные для определенного вида сведения, конечно, его надо убивать и хранить в коллекции. Существует определенная этика: если остался последний представитель вида, он обязательно должен попасть в музей. Иначе рано или поздно он все равно умрет. Последний! Больше не будет. Конечно, получившееся чучело требует особых условий. Это не палеонтология, где окаменелость миллионы лет лежала и еще столько же пролежит. Чучела — это примерно как шубы или валенки: чуть не уследил — моль съела. Поэтому при изготовлении нужно тщательно следить за тем, чтобы шкура была хорошо обработана. Хотя никакого срока годности у коллекций нет, случается, что экспозиционный вид они утрачивают. Но научной ценности своей и в этом случае чучело не теряет. Потому что это не просто, к примеру, кукла медведя — известно, где и когда он добыт. А это все ценные научные данные. Возможность заглянуть в прошлое. То есть, по сути дела, мы сохраняем время. Консервируем биотопы, к которым у людей будущего не будет доступа.
Наши коллекции отличаются от научных, так как нам важно показать существо, как если бы оно было живым. Вот, например, немецкая овчарка. В 1945 году прибилась к нашим солдатам в Берлине. Где она была до того — неизвестно. Оказалось, что умеет искать мины и разминировала Берлин. Потом ее привезли в Россию. Вот теперь здесь сидит… Сейчас таких нет, так как длинношерстность на каком-то этапе записали в пороки породы и отбраковывали. Вся племенная работа — она жестокая. Что отклоняется от стандарта — уничтожается. Как ни описывай, какие фотографии ни показывай, в виде чучела такие вещи нагляднее всего. Или есть у нас, к примеру, орловский рысак. Ему памятник стоит в натуральную величину на конном заводе. Многократный чемпион мира. Наш экспонат — источник ДНК. Уже сейчас удается выделять фрагменты ДНК. А, возможно, скоро можно будет и целиком. И если из мамонта, из мерзлоты, неизвестно, удастся ли выделить, то из этих точно получится! Вполне можно будет потом клонировать его выдающиеся гены».
Коллекция предметов из металлов содержит различные экспонаты: от жестяных коробок со сладостями и железных игрушек до икон и подсвечников
Исторический музей
Что хранится
Оружие, предметы из металла, ткани и костюмы, древние рукописи, живопись, монеты, предметы из стекла и керамики, карты
Число экспонатов в запасниках
Около 5 миллионов
Людмила Дементьева, заведующая отделом металла: «Когда Исторический музей в Москве задумывали, никто не предполагал, что нужны еще и хранилища. Поэтому в концепции архитектора Шервуда никаких запасников не было. Но к началу XX века сложилось крупное собрание, и перед Первой мировой войной, как раз в 1910-е годы, впервые высказывалось пожелание передать стоящее рядом здание городской думы Историческому музею. После революции 1917 года в этом здании открылся Музей В.И.Ленина, просуществовавший до 1993 года. Впоследствии здание было передано Историческому музею. Сюда мы переехали четыре года назад, работы было много, но теперь хранилища музея — это высочайший мировой уровень. У нас здесь строгий климат-контроль. Проверяют предметы часто. Каждый хранитель знает слабые стороны своего фонда и следит в среднем за десятком тысяч предметов. Периодически вещи осматриваются, выявляются экспонаты, нуждающиеся в неотложной реставрации. Вдруг что-то изменилось, какой-нибудь перепад температуры произошел, пошла коррозия по металлу, пошли окислы. Надо принимать срочные меры — тогда собирается реставрационный совет. Хранитель, конечно, специфическая должность. Человек не может сразу после учебы им стать. Чувство сохранения вещей приходит со временем. Как попадают предметы современности в Исторический музей? К примеру, современным художникам престижно показать свои вещи на Красной площади, и мы устраиваем выставки лучших. В таких случаях с них не взимается арендная плата, оплачивается только организационная работа: витрины оформить, этикетаж. Художник дарит несколько своих работ в коллекцию. Так же происходит, если частный коллекционер показывает здесь свою коллекцию. Это современное явление и хорошая тенденция. Много частных коллекций, люди хотят их показывать. В них часто хранится то, чего нет в государственных музеях. Правило такое же: по согласованию с нами он передает один из предметов в собрание. Интересные предметы хранятся не только в запасниках, но даже в кабинетах — так как музею уже больше 130 лет, оборудование само по себе имеет ценность. Кресла, на которых мы сидим, сделаны в конце XIX века, а книжки хранятся в невероятно удобных шкафах — таких больше не делают».