№ 388  

Сделано в России

Смартфоны Apple производятся в Китае, но магическая строчка «Designed in California» превращает их в американские товары. Российских создателей красивых вещей тоже немало, пусть сырье приходится покупать за границей, а серийное производство порой и выносится в Азию. «Афиша» выбрала шесть десятков лучших вещей, придуманных в России, и поговорила с теми, кто их сделал.

Спальня

Спальня

Напольная лампа Lightus

Что Полупрозрачный абажур в виде цветка, рассеивающий свет по бокам и пропускающий его вниз и вверх — а в случае переезда превращающийся в плоский лист.

Производитель Бюро ­«МАМАдизайн»

Цена От 5700 р. (без стойки или подвеса)

Влад Маврин, дизайнер: «У меня была идея сделать вещь-оригами — это достаточно просто в изготовлении и недорого. Наш светильник не из бумаги, а из полипропилена: бумагу слишком сложно чистить, это была бы одноразовая лампа. Сначала мы ­использовали французский пластик, потом он пропал — и мы нашли русский аналог. Правда, оказалось, что, несмотря на свое происхождение, он чувствителен к низким температурам и может треснуть. Один раз мы принесли клиенту светильник с мороза — и он сломался прямо у него на глазах. Так мы решили вернуться к французскому, хоть его и достать сложнее. Наша основная специализация — дизайн интерьеров, объекты мы делаем в расслабленном режиме, может, один-два в год».

Прикроватная тумба Woo Twins

Что Простая на первый взгляд тумбочка, чье очарование складывается из нескольких деталей: пяти «бегущих» ножек, ярко-красных «внутренностей» ящиков, полосок сбоку и еле заметной (как и полагается) дельты на фасаде.

Производитель Woodi

Цена 17 600 р.

Николай Григорьев, дизайнер: «Передо мной стояла задача не столько разработать какой-то конкретный комод, сколько понять, что же такое скандинавский дизайн 60-х годов здесь и сейчас — в Москве XXI века. В итоге я разработал визуальный язык, ­который потом уже применялся в самых разных предметах интерьера: от шкафчиков до барной стойки в кафе Double B. Мне хо­телось не попугайничать, а, на­оборот, понять, как можно ис­пользовать эту эстетику и при этом сохранить свое лицо. Надо понимать, что в постсоветское время у российской публики были проблемы со вкусом, тогда пошла мода на аляповатые фиолетовые диваны со стразами, золотые лестницы, лепнину. Сейчас люди этим наелись — и их потянуло на более аккуратные вещи. Чем прекрасен скандинавский дизайн? Своей функциональностью, конечно, он просто служит людям и не бросается в глаза».

Гиря 6 килограмм для соревнований

Что Профессиональный снаряд для тех, кто считает, что спорт и патриотизм должны идти под руку, а также просто для любителей физических упражнений.

Производитель «Уральская гиря»

Цена 2000 р.

Артем Артемьев, владелец торговой марки: «С нашими гирями проводятся международные соревнования, на них ставят мировые рекорды, я думаю, это уже говорит об их качестве. Какая гиря, какой она формы — это все очень важно, потому что ее масса должна распределяться так, чтобы ее было проще поднимать и легче вращать. Если гиря несбалансирована, если у нее неудобная ручка, то спортсмену будет очень неудобно, он может и травму получить, и просто показатели у него будут совсем не те. Наше ноу-хау в том, что гири одинакового размера, но весят по-разному: от шести до сорока килограмм. Это делается для того, чтобы атлеты начинали тренироваться с небольшим весом, но потом — при увеличении веса — им не приходилось бы переучиваться. А что до ситуации в целом, то, конечно, очень расстраивает непонимание нашими согражданами положительной роли предпринимателя в обществе».

Часы «Вербариус»

Что Симпатичные часы размером с небольшой ланчбокс, умеющие сообщать время на 22 языках мира (с установленными дополнениями) — но, увы, неспособные разбудить своего обладателя.

Производитель «Студия Артемия Лебедева»

Цена 6500 р.

Тимур Бурбаев, промдизайнер: «Главная задача, которую мы перед собой ставили, — «минимизировать» внешний вид и сконцентрировать внимание человека на текстовом сообщении. На самом деле сделать минималистичный дизайн зачастую сложнее, чем какой-то вычурный, тем более из пластика, — потому что плоские поверхности очень капризны в производстве. Увы, в этих часах нет будильника — нам так понравилась эта идея, что мы очень торопились выпустить «Вербариус», но если мы будем делать вторую версию, то, естественно, подумаем и о такой функции тоже. Хотя там наверняка будет совсем другой дисплей и, возможно, мультитач-управление. В России большие проблемы с производством, и раньше у меня от этого просто руки опускались — а сейчас я понимаю, что это едва ли не самая увлекательная часть работы: как сохранить изначальную идею в конечном продукте, невзирая на сопротивление среды».

Подсвечник

Что Дерево и угольно-черный металл образуют предельно лаконичный, но этого не менее миловидный подсвечник — изящный анахронизм в насквозь электрифицированном мире.

Производитель Vladimir Ivanov 

Цена Около 2500 р.

Владимир Иванов, дизайнер: «Год назад я планировал ехать на выставку в Милан, и нужно было что-то везти: я выбрал простой, лаконичный декоративный подсвечник, который тоже может быть частью интерьерного дизайна. Мне хотелось сделать простую и понятную форму — цилиндр, подножка и имитация ручки керосиновой лампы, которая несет и декоративный, и функциональный элемент. Так как я дизайнер из самого сердца Сибири, из Кемерова, то люблю дерево, металл, небольшие геометрические формы, тоже очень русские, — в итоге накинул одну на другую, другую на третью, и так все и получилось. Особых проблем не было, деревянные конструкции выточили быстро — единственной сложностью было сделать так, чтобы свечка любого диаметра всегда стояла, но это решилось с по­мощью конусообразной формы. Сейчас готовлю новый проект, настенные крючки, в перспективе хотелось бы поработать со стеклом, но пока нет возможности, только желание».

Спальня

Наушники MyST IzoPhones 60

Что Адресованные аудиофилам увесистые наушники открытого типа с суровым дизайном, но благородным звуком.

Производитель Mycroft

Цена Около 43 000 р.

Максим Никитин, генеральный директор компании «Персональный звук»: «У этих наушников изодинамическая конструкция — ее преимущество в большем разрешении звука, грубо говоря, это как после DVD посмотреть Full HD. В мире таких наушников почти не делают — хотя сама технология не новая, когда-то она использовалась в СССР, но потом надолго вышла из употребления. Мы планируем выпустить еще и портативный плеер для аудиофилов, но пока многое упирается в дизайн корпуса, он должен быть максимально эргономичным. ­Возможно, мы, как и Нил Янг со своим Pono, воспользуемся Kickstarter, потому что средства нам не помешают: все-таки в России все дико дорого производить. Но пока мы боремся за идею — тем более что в Китае, если все вручную не контролировать, ­качество никакое».

Фитнес-трекер GoBe

Что Синхронизирующийся со смартфоном браслет, следящий за пульсом, циклами сна и многим другим. Самое интересное — это инновационное наблюдение за потреблением и расходом калорий: этого пока не умеет ни один другой фитнес-трекер.

Производитель Healbe

Цена Около 25 000 р.

Георгий Микаберидзе, сооснователь и управляющий директор Healbe: «Три с небольшим года назад мы познакомились с людьми, разрабатывающими неинвазивный глюкометр. Когда мы ­поняли, что той же технологией можно измерить получаемые калории, мы решили делать фитнес-трекер и выкупили у них базовый патент. За это время мы привлекли 5,5 миллиона долларов и перепробовали несколько разных вариантов браслетов. Пред­серийная модель стоила 8000 дол­ларов, но за год нам удалось снизить ­цену в 26 раз. Наш браслет — это как приборная доска автомобиля, с его помощью можно следить за тем, что происходит в организме, и принимать соответствующие решения: пить и есть в нужном объеме, ложиться спать вовремя, снижать нагрузки и так далее. Как это работает: когда мы едим, мы получаем с едой белки, жиры и углеводы, они поступают в кровь и конвертируются в глюкозу. Глюкоза приходит в клетку, и в клетке меняется водный баланс, а датчик импеданса в браслете как раз меряет переток жидкости. Собственно, на основании этого мы можем выстраивать глюкозную кривую, которая, грубо говоря, связана с углеводами. А далее, учитывая, что в еде были еще белки, жиры, мы понимаем, что они повлияли на всасывание углеводов, и на основании наших алгоритмов высчитываем, сколько калорий вы получили. На данный момент точность браслета по части учета калорий составляет 85%, но ручная настройка может ее еще улучшить».

Светильник Pattern #01 M

Что Напольный абажур из бумаги, растягивающийся гармошкой, — по словам авторов, геометрический дизайн светильника был вдохновлен сводами залов московского метро.

Производитель Мастерская экспериментального дизайна

Цена Около 3500 р.

Федор Пожаров, сооснователь мастерской: «После того как случайно возникла идея нашего светильника, нам показалось, что это классная задумка для стартапа: тогда промышленным дизайном даже в маленьких масштабах занималось минимальное количество людей. До этого я работал в офисе и сейчас тоже больше занимаюсь продвижением и развитием, а вот мой коллега, партнер и единомышленник Юра Кувшинов — ­архитектор. Сложно сказать, какой для этого нужен стартовый капитал: мы начинали с какого-то минимума, работали буквально на коленке, основные деньги шли на то, чтобы снять помещения. Мы пользуемся услугами субподрядчиков, светильники только ­собираем, а все производство отдаем им на откуп. Подержанный китайский лазерный станок, на котором они делают заготовки, ­если иметь его в личном поль­зовании в мастерской, стоит 600 000 р. — и никакими лампами его не окупить. Так что у нас другая стратегия: аренда помещения на заводе стоит 30 000, к тому же мы и это помещение поделили на части с другими ребятами, так что можно получать прибыль без особых проблем».

Кухня

Кухня

Табуретка Blinch Oak

Что Симпатичный образец постмодернизма в мебельном дизайне. Сделанный из дуба табурет напоминает лесной ­пенек, но этот скевоморфизм ­никак не отражается ни на минималистичном внешнем виде, ни на функциональности — наоборот, плавный изгиб делает сиденье даже более удобным.

Производитель Fineobjects

Цена 9000 р.

Сергей Семенов, дизайнер: «Я хотел сделать эту табуретку ­довольно давно. К сожалению, все время не доходили руки — обычно распыляешься на какие-то глобальные задачи, а на такую мелочь, как табуретка или стульчик, времени не хватает. Хотя мы проектируем шкафы, светильники, комоды, ящики, нам самим в студии совершенно некуда присесть. Табуретка Blinch — как раз один из первых шагов для изменения данной ситуации. С ее идеей я носился довольно долго, и этим летом, когда мы работали в Никола-Ленивце, у нас стажировался молодой студент-дизайнер, я ему наконец предложил: давай нарисуем эту табуреточку и подготовим ее к работе. И он ее буквально за пару дней нарисовал. Там нет глубинных идей — у меня давно была ее форма, просто хотелось сделать проект и запустить производство».

Керамические овощи и фрукты

Что Искусственные фрукты и овощи часто используют для украшения стола — как правило, сделаны они из пластика или папье-маше. Керамика моментально облагораживает этот элемент дизайна и делает его не только привлекательнее, но и почему-то съедобнее на вид.

Производитель «Дымов керамика»

Цена 400 р. за штуку или 2000 р. за набор

Евгения Зеленская, совладелица фабрики: «Задумка очень простая: берется настоящий овощ или фрукт, с него снимается гипсовая форма — и из нее дальше отливается само изделие из фаянса. Идея не нова, но очень приятное это занятие — делать эти фрукты и овощи, они очень красивые сами по себе, природа постаралась. Нашу фабрику основал 12 лет назад бизнесмен Вадим Дымов, он вдохновился керамическими традициями Италии — и ему захотелось заняться чем-то подобным. Мы изготавливаем изразцы, плитку, чернолощеную керамику, вазы. В целом керамика у нас в стране остается на ремесленном уровне, но ситуация меняется: потребитель со временем стал ценить ­ручной труд (обратный процесс от всего машинного, перенасыщение Китаем и IKEA), стал ценить родные корни, появился вкус — и сформировалась потребность в данном продукте».

Мясорубка M780

Что Про марку Bork долгое время думали, что она немецкая, но производится вся продукция в основном в Азии, а разрабаты­вается в России — так что правильно считать ее русской. Это редкая для России марка, кото­рая ставит на первое место не доступность, а дизайн и качество, правда, задорого. Иногда, впрочем, ценник действительно оправдан. В случае с M780 в стоимость включены не только футуристический внешний вид и цельнометаллический корпус, но и функциональность: бесшумная работа, набор режимов для разных продуктов и функция авто­реверса при сложностях с прокруткой (как заявляет производитель, этот метод борьбы с жилками придумали собственные дизайнеры Bork, имена которых, впрочем, держатся в строгом секрете, видимо, чтобы конкуренты не увели).

Производитель Bork

Цена 29 990 р.

Дмитрий Смиркин, пиар-директор: «К огромному сожалению, информационная политика нашей компании не позволяет нам делиться информацией о дизайнерах и операционных аспектах деятельности».

Кухня

Обеденный стол Proso

Что Скандинавский стиль, но не IKEA: экологичный дизайн со сдержанными деревенскими мотивами — достаточно сдер­жанными, чтобы стол легко мог вписаться и в модернистский ­интерьер.

Производитель The Idea

Цена 23 000 р.

Маргарита Сырцова, член команды The Idea: «Мы знаем друг друга много лет. Каждый из нас занимался своим делом и со временем дорос до покупки собственного жилья, ремонта и приобретения мебели. Но ни один из реально существующих магазинов, интернет-магазинов или шоу-румов не смог удовлетворить наши потребности. Так год назад мы начали создавать сами. С технической точки зрения у нас собственное производство: помещение, стан­ки, покрасочная камера, мастера. Мы называем себя «фабрика», так как у нас продукт проходит полный цикл от создания и раз­работки идеи до ее реализации и отправки заказчику. Обеденный стол Proso — один из трех обеденных столов первой кол­лекции The Idea. Каждый стол ­решает конкретную задачу в зависимости от характера обладателя, его семейного положения и планировочного решения квартиры. Proso — это удобный стол для компании из четырех-шести человек, впишется в любой интерьер от классического до авангардного. В работе над всей коллекцией мы вдохновлялись образцами скандинавского дизайна и винтажной мебели 60–70-х годов ХХ века».

Кухня

Чайный сервиз «Кобальтовая сетка»

Что Настоящая классика — визитная карточка петербургского фарфорового завода с долгой историей. Та редкая часть советской промышленности, которую и стоило сохранить, и удалось это сделать.

Производитель Императорский фарфоровый завод

Цена 17 300 р. за набор из 14 пред­метов

Нелли Петрова, главный художник завода: «Изящный и благородный рисунок «Кобальтовая сетка» — фирменный знак Императорского фарфорового завода, более 50 лет он тиражируется на производстве и пользуется неизменным успехом. Узор создан по мотивам росписи первого русского фарфорового сервиза «Собственный», изготовленного создателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым в середине XVIII века для императрицы Елизаветы Петровны. Талантливый художник Анна Яцкевич испробовала множество вариаций, прежде чем в 1946 году добилась геометрического совершенства и удивительной ритмики пересекающихся синих линий, украшенных золотыми звездочками. Впервые классический узор «Кобаль­товая сетка» появился на чайном сервизе формы «Тюльпан». Простой и элегантный узор превосходно обыгрывал форму сервиза и придавал ему торжественный и благородный вид. И форма сервиза, и роспись покорили мир в 1958 году, получив золотые ­медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Сегодня сервизы с легендарным рисунком приобрета­ют правительственные учреждения — это визитная карточка ­России на высшем уровне».

Столовые приборы «Аметист»

Что Простые и качественные, без завитушек и дизайнерских ­излишеств ложки и вилки. В конце концов, Россия находится на первых позициях в мире по добыче ископаемых; было бы печально, если бы из добытого материала не делали хотя бы базовые вещи, — Нытвенский завод поводов для расстройства не оставляет.

Производитель Нытвенский ­металлургический завод

Цена: 1487 р. за набор из 24 пред­метов

Юрий Минаев, начальник отдела продаж: «Аметист» — это набор премиум-класса, он делается из хромоникелевой нержавеющей стали с использованием специального зеркального покрытия. Нытвенский завод существует с 1756 года, и с тех пор он всегда был металлургическим; в разное время тут делали всевозможные вещи вплоть до гвоздей, а последние 70 лет он специализируется на столовых приборах. Все они производятся по ГОСТам. Хотя помимо этого завод занимается порошковой металлургией (скажем, для нефтедобывающей промышленности) и делает метал­лические ленты (их используют для производства кабелей)».

Бокалы Villa Legenda

Что Хрустальные бокалы, подкупающие своей универсальностью: их оценит и бабушка на семейном торжестве, и друзья-эстеты.

производитель Mateo

цена 1400–1800 р. за предмет

Вероника Лазарева, арт-директор: «Компания Мateo существует на рынке уже восемь лет. Наша ­отличительная черта — мы занимаемся дизайном как хрусталя, так и фарфора. Мы пытаемся сочетать традиционные техники с современным дизайном, поэтому наша классика всегда крайне функциональна, и в то же время мы не штампуем избитые, стереотипные модели. Когда мы решили сделать коллекцию Villa Legenda, основной задачей с нашей сто­роны было создать ощущение незнакомого в знакомом. Другими словами, мы решили придать классическим формам более современные пропорции. В России были свои традиции хрустального и фарфорового производства, ­была своя школа, свои мастера. Очень печально, что практически все это утеряно, но я надеюсь, что что-то можно возродить, чем мы и занимаемся. Российский продукт может быть конкурентоспособным и на посудном рынке, например, наша коллекция Scacchi произвела большое впечатление на итальянских и французских байеров. Однако существует целый ряд проблем: не все заводы достаточно хорошо оснащены, очень сложно найти хороших мастеров (старое поколение ушло, а новое никто не растит), и у производителей нет желания что-то менять. Последнее — самая большая проблема, которую очень сложно решить. Но мы пытаемся».

Топорик и нож разделочные

Что Ключевые предметы для любой кухни — шефский нож и топорик для мяса и рыбы. Главное — чтобы были острые и удобно и крепко лежали в руках. Эти именно такие.

Производитель «АиР»

Цена 8028 р. за оба предмета

Сергей Федосов, менеджер: «Данные модели были разрабо­таны и изготовлены в помощь ­любителям и профессионалам ­поварского мастерства. Это универсальные инструменты. Нож «Поварской» — классика ­кухонных ножей, главным пред­назначением которого являются шинковка и нарезка продуктов. «Секач» — это рубящий нож, для рубки твердых продуктов. Все ножи, которые мы производим, из­готавливаются поэтапно; каждый этап включает ручную работу наших мастеров — и после каждого изделия проходят контроль качества. Производство отечественных ножей сейчас стремительно развивается — это доказывает как внутренний, так и зарубежный спрос. Уже сейчас мы участвуем в зарубежных выставках и занимаем призовые места».

Гостиная

Гостиная

Столик lllooch Ero

Что Грациозный стол из металла и мрамора со встроенным USB-шнуром на всякий пожарный.

Производитель lllooch

Цена От 42 000 р.

Леонид Лозбенко, создатель бренда: «Мы задумались над тем, что вся мебель, которая сейчас производится в России, никак не коррелирует с проникновением гаджетов в нашу жизнь. И вот мы решили сделать экспериментальный столик и внедрить в него USB-шнур, причем не как аксессуар, а как неотъемлемую его часть. Мы понимаем, что столик будет служить долго, а USB-порт через несколько лет может устареть, но ничего страшного — любая антикварная вещь является своего рода данью прошлому. В следующих наших моделях мы планируем устанавливать беспроводные зарядки. Наша концепция полностью противоположна IKEA: мы умышленно работаем не только с деревом, но и с металлом, мрамором, карбоном и другими материалами — просто потому, что так интереснее».

Свеча в виде пульта

Что Простой кусок парафина, создатели которого апеллируют к философским концепциям Барта и Хоркхаймера. Для тех, кто не хочет никаких ассоциаций с миром ТВ, есть варианты в виде жесткого диска, баллона с краской и динамита.

Производитель Trope

Цена 1500 р.

Роман Свиридов, основатель: «Началось все с того, что мы с моей женой Мари решили сделать светильник для дома. Одна из первых идей была сделать его в форме бриллианта — но в процессе у нас получилось сделать только базовую форму-заготовку. Ранее я занимался тем, что отливал фигурки из гипса для стрит-арта, и появилась идея сделать слепок с такой фигурки. Мы залили парафин из найденных дома свечек, и получилось здорово. Мы поймали себя на мысли, что очень круто, когда привычные вещи, которые воспринимаются в своей целостности и завершенности, могут быть разрушены, прийти в измененное состояние, вызвать эмоции — мы однажды так напугали одного нашего товарища оплавленной свечкой в виде головы пупса. По образованию я социолог, увлекаюсь постмодернистской философией и планирую защитить диссертацию о прочтении вещей — эта идея текучести, лингвистических игр, коннотаций целиком пронизывает идею нашего бренда».

Курительная трубка

Что Прибор для курения, сделанный с умом: пупырчатая поверхность способствует цепкой хватке, конструкция чашки препятствует выпадению сетки, а толщина стенок будет оценена по достоинству большой компанией — трубка не нагревается даже при самом интенсивном использовании.

Производитель Алексей Ромм

Цена Около 2500 р.

Алексей Ромм, стеклодув: «Внешний вид этого девайса навеян иллюстрациями Йозефа Лады к книге Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» — там на одном рисунке есть такая же похожая на саксофон трубка. Она вообще не греется при использовании, так как устроена по принципу сосуда Дьюара — или, проще говоря, термоса: тепло не выходит за пределы чашки. Это не самый необычный мой проект, я делал трубки и в виде слона, и в виде пивной кружки с двигающейся крышкой. Для меня в трубке важно то, чтобы она удобно сидела в руке, была прочной и красивой. Трубки у меня ударостойкие за счет толщины стекла свыше пяти миллиметров. Преимущество стекла в том, что оно легко чистится и химически нейтрально, плюс в стекло можно добавить серебра, которое делает трубку более безопасной».

Гостиная


Плакат

Что Отсылающие к работам Родченко (и не только) плакаты, прославляющие простые радости жизни — танцы, совместные кинопросмотры, вкусную и здоровую пищу и разного рода излишества, — обычную жизнь ведут в мотокафе «Энтузиаст», но с недавних пор еще и активно расходятся по квартирам чутких к эстетике людей.

Производитель Дмитрий Пантюшин

Цена 3000 р.

Дмитрий Пантюшин, дизайнер: «Я много лет проработал на Гознаке в должности «ведущий художник» — занимался дизайном ценных бумаг, участвовал в создании нового образца загранпаспорта, акцизных марок, памятных медалей и так далее. Но, к сожалению, почти вся эта работа шла в стол, а то, что в итоге выходило, из-за постоянных корректировок, вносимых другими отделами и большими начальниками, не имело ничего общего с изначальным дизайном. Во многом, наверное, поэтому параллельно я стал заниматься собственной историей, которая называлась Clevermoto. Там я был сам себе начальником, мог воплощать все свои идеи, начиная от логотипа и дизайна визитных карточек и заканчивая конструированием мобильных выставочных павильонов. Мне вообще не хватает небольших семейных производств, в которых каждый работник бережно и с любовью относится к малейшим деталям в своей работе. Я не произвожу ничего специально на экспорт, но иногда мои постеры покупают иностранцы. Что до местных клиентов, то особенно странно, что многие, когда обращаются за дизайном, просят сделать что-то новое, свежее и новаторское, но в процессе работы оказывается, что ничего нового им не нужно и хотят они то, что им привычно и понятно или просто как у других».

Террариум «Кристалл»

Что Стеклянный многоугольник — новый дом для любимых растений, в котором они будут получать свою дозу солнечного света и влаги, оставаясь в безопасности от домашних животных.

Производитель Boxwood

Цена 6000 р.

Инна Шультайс, сооснователь компании: «Мастерская Boxwood появилась благодаря нашей с мужем совместной любви к природе, ручному труду и домашнему уюту. Первый террариум был сделан по макету нашего друга Паши Платонова — основателя Voodoo Books. Закрытые террариумы для растений хороши тем, что на их стенках образуется конденсат, который питает почву. Следовательно, растения в таких террариумах почти не нужно поливать. В этом году мы планируем начать выпускать подвесные и настольные светильники из стекла, а также мебель из массива дуба».

Сенсоры Lapka

Что Создатели самого красивого современного девайса для бытового считывания радиации, температуры, влажности, электромагнитных волн и так далее стара­ются на своих корнях не фоку­сироваться и отстраняются от территориальных и прочих ог­рани­че­ний. Единственное, что выдает российский бэкграунд, — это название.

Производитель Lapka

Цена 9980 р.

Вадик Мармеладов, создатель: «Традиционно медицинские приборы непонятны людям. Они — большие, сложные, некрасивые. Человек никогда в жизни не станет проверять радиацию или уровень нитратов по своей воле с помощью этих приборов. Ты не сможешь заставить его, сказав, что это «самый лучший измеритель радиации». Но если рассказать ему историю и сделать красивую вещь, то он просто так захочет обладать ею, а потом уже поймет, что это еще и полезный гаджет. Главное — история, только так и получается модный продукт. Для Lapka мы придумали девушку Джордану, которая пользуется сенсорами. Если внимательно посмотреть видеоролики о Lapka, то можно заметить, что это каждый раз история об этой девушке. Более того, Джордана даже взломала корпоративный твиттер Lapka, потому что ей не нравилось, как его вели на первых порах. Даже на коробке Lapka видны следы Джорданы. Рассказ о ней есть и в разделе «About» на сайте. Многие из этих небольших историй даже не видны сразу, но именно благодаря им Lapka существует. Индустрии медицины эта прививка модности необходима, поскольку так сложилось, что все, что связано с лечением и болезнями, — уродливо и скучно. Мы, напротив, хотим создать бренд, который будет мотивировать жить, так же как кино, музыка, литература или мода. Медицина — это те же медиа, потенциал которых пока не раскрыт».

Робот-помощник Cubic

Что Добрый брат-близнец HAL 9000, конкурирующий с Siri и Google Voice, пока привлекателен в первую очередь многообещающим рекламным роликом. В этом видео успешный мужчина тридцати лет ни шага не может ступить без совета Cubic. Возможно, будущее выглядит именно так.

Производитель Cubic Robotics

Цена Около 12 000 р.

Федор Смирнов, маркетинг-директор: «Первая версия Cubic была картонной коробкой со смартфоном на Android внутри. Но даже в таком неприглядном виде Cubic уже мог управлять домом: включать вентилятор, регулировать свет в комнате, отвечать на простейшие вопросы. Примерно через год наш робот получил пластиковый корпус и собственное «железо». Деньги на инновации пришли из Краснояр­ска, в про­ект вложился инвестор Константин Сенченко. Тогда мы поняли, что все всерьез, цифровой умный помощник, который управляется голосом, не фантастика. Разработали и запатенто­вали голосовое управление Voice, отправились на CES 2015. Большинство функций из нашего проморолика уже работает».

Гитара Lorance Sense

Что Профессиональная и вместе с тем не самая взыскательная к исполнительским навыкам своего обладателя гитара, на которой с одинаковым успехом играют как мастера андалузского рока, так и московского блюза.

Производитель Lorance

Цена Около 120 000 р. в зависимости от материалов и комплек­тации

Михаил Стрельцов, гитарный мастер: «Первую такую гитару я сделал для Леонида Федорова из «Аукцыона», пробный был инструмент, надежный такой, прям чугунный, как он и хотел, чтобы разные передряги в гастролях переносил легко. Уже десять лет с тех пор прошло, потом были и более серьезные материалы, и красное дерево, и палисандр, и электронику дорогую я стал ставить. Что необычного в ней, так это то, что посадка грифа у нее как на электрогитаре, без наружного каблука, соединяющего гриф с корпусом, — это добавляет два-три лада для удобства игры. Потом, кстати, обнаружил, что подобную конструкцию придумали американцы в 1964 году, но почему-то забросили. Рынок у нас убит: китайцы везут свои гитары на вес и потом их тут продают за тысячу рублей! Да это полнейшие дрова, но люди такие цены видят, и им кажется, что инструмент должен стоить дешево. Хотя есть и люди, которые понимают: вот Джо Линн Тернер из Deep Purple мою гитару купил. Мне бы, ­конечно, хотелось, чтобы отечественными гитарами гордились точно так же, как американцы гордятся своими. Но пока что массовое производство у нас на уровне дурной карикатуры».

Гостиная

Светильник Light Bean

Что Деревянная лампа в скандинавском стиле авторства Екатерины Копытиной, с чьими работами сталкивался, например, каждый посетитель «Гоголь-центра»: этот театр начинается с гардероба, разработанного дизайнером.

Производитель Katerina Kopytina

Цена 6000 р.

Екатерина Копытина, дизайнер: «Light Bean — это изучение взаимодействия светильника и лампочки. Мне в принципе нравилась лампочка как объект — но при этом сама по себе она не выглядит как светильник. Я подумала над тем, как сделать, чтобы она была хорошо видна и играла существенную роль. В итоге у меня получилась форма, с которой все сразу понимают, что это не плафон, это и есть сама лампа. Изначально я думала, что объект будет металлическим. Но проще всего было сделать прототип из дерева, потому что металл — уже сложно, это пресс или литье. Когда получился первый образец, я поняла, что он, в общем, уже готов».

Велосипед на раме Triton

Что Безбожно дорогой, но практически идеальный велосипед с отечественной рамой. Среди других достижений Triton Bikes — уникальный разборный фиксед-гир.

Производитель Triton Bikes

Цена Около 300 000 р.

Дмитрий Нечаев, основатель: «Мы делаем велосипеды разных типов под заказ, снимая мерки с клиентов. Это нужно для того, чтобы в теплое время года передвигаться из кафе в кафе и совершать легкие прогулки. Велосипед не должен требовать никакого обслуживания, поэтому мы построили велосипед без цепи, но с ременным приводом и спрятанной от непогоды начинкой. В России у людей не очень хорошие ассоциации с отечественными велосипедами, хотя и в СССР делали качественные рамы — например, на харьковском заводе. За границей таких предрассудков нет. Кстати, в связи со всеми этими ­событиями политическими наши зарубежные клиенты стали просить нас писать на рамах название «Тритон» по-русски — уже несколько таких велосипедов ездят по Германии, США и Австралии».

Аудиосистема Ambience

Что Полная противоположность распространенной конфигурации «колонка-гробик» — источник звука в виде ретрофутуристического излучателя.

Производитель Fineobjects

Цена От 15 000 до 150 000 р. в зависимости от комплектации

Сергей Семенов, основатель и дизайнер: «Мы хотели показать, что хороший звук может и должен быть обличен в красивую форму, поэтому потратили уйму времени на поиск поставщика высококачественных динамиков, расчет формы колонок, прослушивание и работу над ошибками. На самом деле та форма, которую вы видите, не единственно возможная, по желанию клиента можем кастомизировать, мы можем хоть треугольную колонку сделать, потому что у нас уже есть проверенное решение для корпусов. Наши аудиосистемы рассчи­таны в первую очередь на мело­манов — их можно, конечно, использовать в составе домашнего кинотеатра, но мы их замышляли для воспроизведения музыки. При этом мы не позиционируем их как элитарный продукт, как это часто бывает среди товаров для аудиофилов, — нет, мы хотим отвоевать среднеценовой сегмент у надоевших уже «черных квадратиков»: обычных, не выдающихся ни звуком, ни видом колонок».

Кресло Acapulco

Что Глубокое и неожиданно легкое кресло, в которое удобно забираться с ногами или сидеть, подложив подушку, — классический дизайн в местном прочтении.

Производитель NardDecor

Цена 19 500 р.

Елизавета Сучкова, соосновательница мастерской: «Дизайн этого кресла был придуман достаточно давно, но непонятно кем, на этот счет ходит множество легенд, и ни одна из них не подтверждается. Всю геометрию мы разрабатывали сами, поэтому кресло несколько отличается от своих аналогов у других производителей. Другое отличие — это раскраска, мы берем шнуры очень ярких неоновых цветов: лимонно-желтые, бирюзовые, розовые, этим мало кто может похвастаться. Оплетка устойчива к ультрафиолетовому излучению, но, надо признаться, все равно солнце убивает все — если кресло будет долго стоять на улице, то оно слегка выцветет. Правда, среди российских клиентов все равно самая популярная расцветка — черная оплетка с черным основанием».

Ванная


Ванная

Стеллаж Latitude Saga

Что Стеллажи, c легкостью адаптирующиеся под любые типы и размеры помещения, а также потребности и вкусы владельца.

Производитель Latitude

Цена 25 000 р.

Николай Никитин, дизайнер: «Стеллаж я придумал, когда возникла необходимость обставить собственный офис, — изучил рынок и понял, что есть либо очень дорогие европейские варианты, либо IKEA, а красивых и доступных отечественных стеллажей нет вообще. Потом это выросло в целую систему хранения — в конструктор, как лего, позволяющий каждому сконструировать стеллаж по собственному вкусу: с разной длиной и глубиной полок, разной высотой ножек. Стеллаж может быть разноцветным. Допустим, полки могут быть однотонными, а можно сделать градиент — например, от оранжевого к красному или от черного к белому. Крупные мебельные производители для снижения себестоимости часто используют дешевые материалы, такие как ДСП, картон и недорогие хвойные породы. У нас ножки из натурального российского ясеня, а полки из шпонированного голландского МДФ. Увы, качественного отечественного МДФ найти не удалось. Местных марок, которые бы заполнили нишу между условной IKEA и дорогими для нас европейскими брендами, остро не хватает. На мой взгляд, это связано с отсутствием культуры производства и потребления подобных вещей. Целый век наша страна жила с двумя стандарт­ными моделями дивана и тремя моделями шкафа, в то время как весь остальной мир активно развивал и продвигал дизайн в массы. Если нет глобального спроса, то нет и предложения — и, соответственно, нет отрасли. Даже с экспортом проблемы: система заточена на переправку энергоресурсов — нефти и газа, а если нужно клиенту отправить за границу какую-нибудь табуретку, то логистические компании либо заламывают бешеные цены, либо просто отказываются заниматься».

Фен Vitek VT-2377 R 

Что Профессиональный фен ярко-красного цвета, который компания рекламирует остроумным и опасным для патриархальной страны слоганом.

Производитель Vitek

Цена 2690 р.

Мина Хачатрян, директор по маркетингу: «Фен выпущен ограниченным тиражом — это лимити­­­рованный продукт. Он профессиональный: оснащен АС-мотором (то есть переменного тока) и может работать без перерыва 500 часов, а технология Aqua ­Ionic придает волосам блеск и снимает ­статическое электри­чество. Есть шесть режимов температуры и скоростей воздушно­го потока, включая режим холодного воз­духа. Несмотря на довольно тя­желый мотор, используемый только в профессиональных фенах, модель относительно легкая. Отсюда и заложенная в рекламном слогане игра слов, объединяющая и дизайнерское решение — ярко-красный цвет, — и технологическое ноу-хау: «Дьявольски легкий фен».

Черная зубная паста Blackwood Splat и ионная зубная щетка

Что Так в 60–70-е представляли будущее: вместо обычной зубной пасты — черная, вместо щетки — странный девайс, только издалека похожий на классический предмет гигиены.

Производитель Splat

Цена Зубная паста — 190 р., щетка — 450 р.

Евгений Демин, основатель и генеральный директор: «Черную отбеливающую зубную пасту мы придумали в 2009 году — было желание сделать что-то необычное, на разрыв шаблона. Я когда-то читал, что раньше люди чистили зубы золой и березовым углем, и захотел сделать что-то одновременно традиционное и высокотехнологичное. Внутри пасты ­древесный уголь (он дает цвет) и можжевельник (аромат). Сей­час Blackwood входит в десятку самых популярных продуктов марки. Основная проблема, с которой мы сталкиваемся в работе, — нехватка российских производителей сырья и комплектующих. Наши ионные щетки производятся у японских партнеров, и вообще 95% сырья, к сожалению, при­ходится импортировать. Даже уголь в этой пасте не российский, а из Германии, и это очень печально. Из курьезных случаев, связанных с черной зубной пастой, могу вспомнить такой: на упаковке Blackwood есть посвящение «для сильных духом», и в Китае несколько лет назад, когда там только-только появились наши продукты, партнеры, не уловив смысла, поначалу перевели как «для сильных, как Путин».

Медовое мыло-скраб Spa Expedition

Что Сваренное вручную мыло с пчелиными сотами.

Производитель Organic Shop

Цена 210 р. за 100 г

Дарья Ашиткова, бренд-мене­джер: «Основные компоненты этого мыла — органическое масло ростков пшеницы, вересковый мед с алтайских пасек, черный прополис, овсяные отруби. Масло ростков пшеницы обладает смягчающим действием, овсяные от­руби мягко отшелушивают кожу. Вересковый мед препятствует ис­парению влаги, а черный прополис обладает сильным бактерицидным действием. Подготовленные масла заливают на 100% натуральные алтайские соты, дальше мыло созревает в специальных формах при определенной температуре. Процесс длится целый месяц, и лишь затем мыло удостаивается чести попасть на полку в вашей ванной комнате».

Ванная

Кисти для макияжа Evgeny Cosmetics

Что Кисти для макияжа исключительного качества в эффектных кисетах.

Производитель Evgeny Cosmetics

Цена от 2500 до 4000 р. за кисть

Евгений Лукьяненко, создатель: «Я работаю визажистом уже больше пятнадцати лет, а кисти начал делать в 2011 году — поначалу единичные штуки для своих знакомых и клиентов, а потом уже пошли партии по сто комплектов в дизайнерских кисетах. Последнюю я выпустил из пятисот комплектов и разослал по всему миру, и в прошлом году две мои кис­точки получили премию Best of Beauty журнала Allure.

Все кисти только из натурального ворса — в синтетику я не верю, не люблю и не воспринимаю ее. Материал для каждой кисточки выбирается со смыслом. Визажисты и клиенты используют разные текстуры: кремовую, жирную, сухую, мокрую. Русский соболь с экологической фермы под Иркутском удобен для всех текстур. А вот кашемировая коза особенно хорошо держит пудру — поэтому я сам ездил в Гималаи, выбирал поставщиков. И в Северной Канаде был, голубую канадскую белку там искал. В чем роскошь голубой канадской белки? Это не та белка, которая бегает в парке «Сокольники», это другая белочка. Там очень холодно, поэтому ворс у нее очень толстый и мягкий. Идеально подходит для сухих текстур: ­тени очень легко этим ворсом растушевать, румяна, хайлайтер, контур — все случаи, когда надо, чтобы цвет переходил от насыщен­ного к полупрозрачному».

Бигуди Vitek VT-2231 VT

Что Сугубо утилитарная вещь неожиданно нежной расцветки.

Производитель Vitek

Цена 1790 р.

Мина Хачатрян, директор по маркетингу: «Создавая этот прибор для укладки волос, мы в первую очередь моделировали конкретный женский образ, который мог бы стать символом коллекции. Согласно нашей идее, мягкие, обтекаемые формы модели и полупрозрачный сиреневый цвет призваны подчеркнуть женственность и элегантность будущей хозяйки. В остальном предмет функционален: пластиковый контейнер одновременно служит и местом хранения, и базой для нагрева. Разный диаметр бигуди и масса зажимов позволяют создавать прически как на длинных, так и на коротких волосах».

Ванная

Тумба Bio Iron

Что Лаконичные формы в соче­тании с мотивами ар-нуво — ­тумбочка, одновременно напо­минающая о банковских сейфах и работах Чарлза Ренни Макин­тоша.

Производитель Fine Objects

Цена от 9500 р.

Сергей Семенов, дизайнер: «Я, как дизайнер, люблю контрасты — сочетание жестких архитектурных форм и естественных мотивов. Форма древесного листа всегда меня привлекала, я долго выбирал породу дерева и конкретный рисунок листа с прожилками. Эта тумбочка — одно из первых наших изделий, мы их производим уже почти пять лет. Можем собрать любые варианты и по­красить лаком, эмалью, отделать шпоном, вырезать из натураль­ного дерева.

Вся древесина у нас российская — хотя бы здесь у нас есть возможность использовать отечественные материалы. Конечно, мы заказываем все лаки, фурнитуру, оборудование за границей, тут альтернативы нет, но дерево свое. Прошлым летом мы даже начали самостоятельную заготовку древесины, потому что та, которая есть на рынке, не всегда отвечает нашим задачам. Покупали в Калужской области у местных лесопильщиков спиленные деревья, везли их на пилораму, изготавливали доски, укладывали в сушильную камеру, штабелировали. Храню я это все на даче».

Масло авокадо для лица Organic Shop

Что Натуральное многофункциональное косметическое масло за сущие копейки.

Производитель Organic Shop

Цена 183 р.

Анна Канарейкина, бренд-мене­джер: «Масло авокадо наша марка производит уже около двух лет. Это популярный продукт — его можно использовать как само­стоятельно, так и добавляя в крем. Ограничений нет: даже для смягчения кутикулы его приспособить можно. Авокадо, понятное дело, не растет в России, так что выбора у нас нет — сырье мы закупаем в Кении. При этом и с другими, менее экзотическими компонентами та же история: на данный момент в России вообще не производится сертифицированное органическое сырье, поэтому мы вынуждены закупать его за рубежом. Предприятия, которые занимаются производством космети­ческих компонентов, не хотят ­получать органическую сертификацию — это требует и обучения персонала, и материальных вложений, потом на каждую компанию, такой сертификат получившую, накладываются определенные ограничения, которые нужно соблюдать. И в России у предприятий пока нет на такую сертифи­кацию запроса».

Глицериновое мыло «Мыловаров»

Что Натуральное мыло, стоящее не дороже аналогов в супермаркетах, а выглядящее куда наряднее.

Производитель «Мыловаров»

Цена от 125 р. за брусок

Денис и Екатерина Скобиола, ­основатели: «Мы муж и жена, в 2008 году у нас родилась вторая дочь, и благодаря этому появился интерес к натуральным продуктам. Катя увлеклась мыловарением, дарила мыло друзьям, родным, и в 2008 году мы решили открыть интернет-магазин. Началось все с глицеринового мыла. Популярные сорта — «Фруктовая ваза» и «Виноградное».

Почти вся наша продукция производится из растительных масел: ши, какао, миндального, ­кокосового. При этом в России не растут ни кокос, ни какао, ни ши, конечно, большая часть сырья импортная. Огромная проблема с тарой: ни баночек, ни крышечек в России нет, их необходимо заказывать за границей. И ждать — от месяца до трех. Задача усложняется тем, что банки могут быть из Польши, а крышки, например, из Англии.

Из русских предпринимателей очень симпатичен основатель марки Splat Евгений Демин. Вообще, для косметического бизнеса нет готовых решений, очень много нужно придумывать самим, если говорить о производственных процессах, вплоть до того, что приходится оборудование какое-то использовать из других отраслей, например для пищевого производства».

Крем для лица «Антиоксидант Форте»

Что Проверенные годами недо­рогие кремы в эргономичной красно-белой упаковке.

Производитель «Кора»

Цена 405 р.

Любовь Денисова, директор от­дела рекламы и маркетинга: «Марка «Кора» существует уже 18 лет, у нас собственное производство в Сокольниках, своя научная лаборатория, разрабатывающая рецептуры, собственный дизайнер упаковки. Только сырье импортное — из Германии, Швейцарии, Франции, Японии; среди российских сырьевых компаний, к сожалению, нет достойных. Крем «Антиоксидант Форте» — один из первых, созданных маркой, можно считать его ветераном. Состав мы с годами дорабатывали — он становится более действенным».

Спонжи «РГ Professional»

Что Расходные материалы на каждый день, которые не стыдно оставить на видном месте в ванной или на туалетном столике.

Производитель «Рив Гош»

Цена от 90 р.

Сергей Сайтгалин, главный визажист сети: «И спонжи, и кисти для макияжа, и косметички раз­рабатываются с учетом потребностей простых покупательниц — главное, чтобы было удобно. Ро­зовый цвет спонжей призван напоминать о Мэрилин Монро, севрском фарфоре и песне Эдит Пиаф «La vie en rose». Производство отдано на откуп корейским компаниям (корейские кисти вы встретите у всех именитых марок), и, кроме того, недавно «Рив Гош» начал работать с итальянскими фирмами. Из вещей, которых в России не хватает, у нас не производят спецэффекты для грима и хорошие накладные ресницы. В це­лом хочется больше яркости, чтобы наши прекрасные девушки не боялись экспериментировать с яркими цветами».

Пилинг для тела «Колдовские ягоды»

Что Пилинг для тела, способный в два счета вернуть обладателя в детство: выглядит и пахнет он точь-в-точь как бабушкино ­варенье.

Производитель Natura Siberica

Цена 391 р.

Алисия Зеленькова, бренд-мене­джер: «Серия специально разрабатывалась для магазинов Natura Siberica, так как нам хотелось сделать со всех точек зрения уникальный продукт. Во-первых, скрабы созданы на уникальной безводной основе, что позволяет не исполь­зовать консерванты; во-вторых, ручной процесс изготовления данных скрабов очень сложен и долог. Например, в скрабе для тела «Золотые орехи» — 40% жмыха кедрового ореха, в «Колдовских ягодах» — черника и голубика, собранные вручную в Сибири. Поэтому мы производим их ограниченным тиражом и про­даем только в наших фирменных магазинах».

Крючки J-hook

Что Миниатюрные крючки для одежды или полотенец, ­способные перетянуть на себя все внимание.

Производитель Asketik

Цена 499 р.

Максим Максимов, дизайнер: «Я тестирую разные подходы к дизайну и здесь как раз попро­бовал минимальными усилиями добиться максимального резуль­тата. По сути, это просто лист металла, который гнется в определенном направлении. С точки зрения производства — очень просто. С точки зрения восприятия — тоже. И металл едва ли не самый ­доступный в нашей стране материал. Все придуманные вещи я поначалу делаю для себя и об­катываю дома, бывает, дорабатываю что-то. Главное препятствие, с которым приходится сталкивать­ся, — то, что многие производства не хотят работать с маленькими объемами, партии в 100–200 штук им неинтересны, и соглашается только одна из двадцати компаний».

Детская

Детская

Кукла Inari Fox

Что Завораживающие куклы с большими живыми глазами, мехом и когтистыми лапками, чьи фотографии несколько лет назад разошлись по блогам и сайтам всего мира, от модных тумблеров до Buzzfeed.

Производитель Santani

Цена От 12 000 р.

Мария Santaniel, создательница: «Мы иногда отговариваем покупателей, которые хотят подарить эту игрушку ребенку. Их лучше все-таки использовать как украшение интерьера. Многие сравнивают мои куклы с гремлинами, но этот фильм меня в детстве не то чтобы впечатлил. В отличие от «Лабиринта» Джима Хенсона. В этой картине использовалось огромное количество роботизированных кукол, и грим тоже был своеобразный. Все это создавало уникальный фэнтезийный мир, который впоследствии и натолкнул меня на идею создания необычных игрушек. Другой источник вдохновения — произведения художника Ганса Руди Гигера. Мне импонирует, как он вдохновлялся природными мотивами: те же ­Чужие скопированы с насекомых. Природа — это самое прекрасное, что есть на планете, и человек может быть успешным, только постоянно постигая ее».

Набор для экспериментов «Большая химическая лаборатория профессора Николя»

Что Компания «Брикник» начинала с экологических конструкторов из настоящих кирпичиков, но выгоднее оказалось создавать наборы «юных профессионалов». Химия не самое необычное направление, в серии есть, к примеру, набор для парфюмера.

Производитель «Брикник»

Цена 2690 р.

Дмитрий Сосфенов, совладелец компании: «Я учился на эконо­мическом факультете МГУ и начал заниматься производством развивающих игрушек где-то в 2008 году. Получилось все довольно случайно — просто развивающие игрушки показались перспективным рынком. Конкретно «Юного химика» мы стали делать в 2010-м — научно-познавательные наборы пользовались все большим и большим спросом, а в России были либо китайские, либо немецкие. Ориентируясь на них, мы обратились к спецам-химикам из МГУ, из других университетов, попросили разработать инструкцию и вообще всю концепцию. Инструкция — это самое сложное, потому что нужно было создать не менее 80 безопасных и интересных опытов».

Чехол для iPad Bubl

Что Мягкий кейс для iPad, который позволяет швырять планшет на пол без катастрофических последствий. Команда Bubl в первую очередь специализируется на мобильных играх для самых маленьких, но про достойную защиту для родительского устройства тоже не забыла.

Производитель Bubl

Цена сувенир для пользователей

Протей Темен, арт-директор: «Мы хотели сделать одновременно и игрушку, и чехол, и все пропорции и материалы выбирались исходя из этой задачи. Чехлов существует бесчисленное количество, поэтому надо было сделать его уникальным и сохранить форму головы главного героя наших мобильных приложений. Это не футляр, а головной убор для айпэда, где вместо лица — наша игра Bubl Tap. В этой игре все было завязано на глазах и мимике героя-бабла, то есть получалось, что ребенок может с ним играть, как бы попадая в его вселенную. Такой вот интерактивный друг. Естественно, с такой сложной задачей было не справиться без специального человека, профессионала, который просчитал все материалы, физическое поведение и прочее».

Конструктор Moon Fox

Что «Лунная лисица» кажется не просто фигуркой, а пригла­шением в фантастический мир, и это правда: на сайте Moon Fox можно посмотреть мультфильм, а в App Store — скачать игру с персонажем.

Производитель Сергей Сафонов

Цена От 1200 р.

Сергей Сафонов, дизайнер: «Я разрабатываю персонажей и придумываю про них истории. У меня есть один центральный, который попадает в разные ситуации и знакомится с разнообразными существами. Некоторые из них — это такие же звери в лодках. Есть четыре похожих существа: лисица, кошка, мышка и одно фантастическое, ни на кого не похожее. Это все часть одной истории: она, к сожалению, до сих пор не опубликована, но я надеюсь, про всех них получится книжка. Лис есть в двух ипостасях: как авторский объект и как фабричное изделие — конструктор».

Детская


Полка-домик

Что Детская мебель — штука в России даже более дефицитная, чем мебель для взрослых. Тем временем материала для экологических полок и шкафов в России хватает.

Производитель Le Citron

Цена 6500 р.

Зарина Гроевая и Мария Косенкова, основатели: «Где-то в июле 2014 года мы определись с концепцией нашего проекта — мы хотели соз­давать дизайнерские товары для семьи в России: мебель, детский трикотаж, игрушки, пазлы. Опирались на скандинавский дизайн. Существует огромное количество детских в скандинавском стиле — все черно-белые с каким-то цве­товым акцентом. Мы понимали, что российская аудитория еще не готова к монохрому, поэтому сфокусировались на нейтральном — имбирный цвет с добавлением ярко-желтого. С желтой расцветкой для книжного шкафа не прогадали: его хотят все, у нас на него очередь. Но и им­бирные полки тоже пользуются популярностью, потому что этот серо-­бежевый, немножечко грязный цвет — он очень благородный, я бы сказала, французский, поэтому он часто используется в интерьерах в соответствующем, французском, стиле».

Конструктор Gorynych

Что Российские дизайнеры редко вдохновляются народными сказками, кажется, что есть в этих исторических памятниках что-то пыльное, навязшее в зубах и надоевшее с детства. Тем интереснее ломать стереотипы — к примеру, соорудить деревянного Змея Горыны­ча, которого не хочется прятать от гостей.

Производитель Александр ­Каныгин

Цена 5000 р.

Александр Каныгин, дизайнер: «Эту игрушку мы делали в рам­ках проекта «Изба» — весной 2014 года она была представлена в Милане, где участники переосмысливали традиционные русские образы. По сути, она возникла внезапно и долго не реализовывалась, так что сделана была в самый последний момент — и мы остались довольны. Потом «Горыныч» начал адаптироваться к более конкретному технологическому производству и сейчас, уже претерпев некоторые изменения, готов для продажи. Первый прототип был тоже, к счастью или к сожалению, сразу же продан. Одно из самых главных препятствий (если не главное) при изготовлении — это лень, остальное уже решаемые вопросы. Каждый дизайнер исходит из своего опыта — ­кому-то повезло с хорошим мастером, кому-то нет, но в том, что касается производства, я надеюсь только сам на себя, даже некоторые необходимые в быту вещи делаю самостоятельно. Впрочем, пока что я мало с кем сотрудничал — так что сейчас нахожусь в поисках команды».

Город-конструктор «Архитектус Москва»

Что Фанерный конструктор, позволяющий построить свою версию столицы, где Кремль, храм Василия Блаженного и Большой театр плотно сцеплены деревянными шпонками.

Производитель Inspired by Kids

Цена 1500 р.

Ольга Петранкова, дизайнер: «У меня двое детей, мальчики, а купить они просили кукольный домик. Найти что-то не девочковое не удалось, поэтому решила сделать дом сама, к тому же у нас с мужем и так небольшое производство — мастерим из дерева светильники и предметы интерье­ра. Делала-делала, а потом поняла, что ограничиваться просто зданием не стоит, можно выдумать что-то генеративное. Все-таки мальчики любят собирать и разбирать. В процессе дизайна придумала, что дом еще и разрисовать можно. Набор прославился после нашего участия в летнем фестивале Seasons. Мы увидели, что людям он нужен, и запустили производство. Это просто, если есть минимальные организаторские способности: нужно найти поставщика упаковки, красок, кисточек — все это уже технические моменты».

Детская


Вигвам Yellow Zigzag

Что Разборные вигвамы, позволяющие воплотить мечты ребенка о собственном домике в любой, даже самой малогабаритной квартире.

Производитель «Вам вигвам»

Цена 4990 р.

Эльвира Мерзоева, создательница: «Все дети строят себе шалаши. В моем детстве это были домики из стульев, подушек и полотенец, а теперь у меня самой двое детей, и, подрастая, они тоже принялись за дело. Мне захотелось сделать им уютные домики, чтобы они могли там читать, рисовать, играть и прятаться друг от друга, — и я начала придумывать конструкцию и искать красивые ткани. Все просто: четыре палки ставятся в распорку и держатся благодаря натянутой между ними ткани. У нас есть палки для детей помладше — с бóльшим диаметром, чтобы вигвам был устойчивее и его сложнее было возить по полу. Такие палки стоят 500 рублей. Обычные, более тонкие — для детей постарше, которые уже играют в свои игры. Они входят в стоимость конструкции».

Постер «Тело ­человека»

Что Образовательные постеры, ­которые нравятся детям и от ко­торых не тошнит родителей, вынужденных круглосуточно пре­бывать в заваленной игрушками квартире.

Производитель «Шерри Боббинс»

Цена 900 р.

Татьяна Чулюскина, основательница бренда: «В свое время я много работала по специальности — графическим дизайнером, в основном в журналах, на фрилансе. История с постерами началась с того, что я ждала второго ребенка: мне захотелось угнездиться, оформить детскую и по­весить тематические плакаты. В итоге я начала что-то придумывать: к примеру, делать разнообразные алфавиты (с кириллическим леттерингом в России вообще проблемы). Тема развивалась — в комнате должны были висеть не просто привлекательные, но полезные объекты. Появилась карта Солнечной системы, карта мира и постер «Тело человека». Главной целью было сделать его милым, незлобным и смешным — но при этом обязательно простым и понятным».

Конструктор ­«Человечки»

Что Вдохновленный авангардом и произведениями Хармса набор «Человечки» марки «Шуша» — один из многих продающихся ­теперь огромными партиями по всему миру.

Производитель «Шуша»

Цена От 2300 р.

Анастасия Щербакова, соосновательница бренда: «Я — дизайнер, мой муж — архитектор. Когда мы ждали дочь, то обратили внимание на игрушки. Начинали чисто интуитивно, понимая, насколько важно сделать игрушку такой интересной, чтобы увлечь и ребенка, и родителей. Благодаря фотографиям первых прототипов нас пригласили на главную детскую выставку Европы Spielwarenmesse. В дальнейшем мы в процессе разработок стали консультироваться с психологами и педагогами. Каждая игрушка должна пройти сертификацию, это тесты, по которым проверяют все — от качества материала до безопасности для малыша. Сегодня наши игрушки заказывают детские сады в Китае и Германии, но на коробках обязательно указано, что это игрушки из России».

Лонгборд

Что Доска такого размера — игрушка для тинейджера, давно выросшего из кукольных домиков и лошадок-качалок. Но готовить юного спортсмена нужно с раннего детства — для начала лонгборд можно хотя бы показать.

Производитель Ma Longboards

Цена От 14 000 р.

Максим Копосов, создатель: «Я начал, потому что понравилось работать руками, без компьютера, только в векторе накидал будущий рисунок для фрезеровки. Процесс раньше был закручен вокруг меня, сейчас я разбил этап на несколько шагов, которые распределяются между людьми, лучше меня умеющими клеить или покрывать лаком доски. То есть, наверное, сделал ленту Генри Форда. Все отлажено. Ребята — истинные профи, и в дальнейшем я думаю делать это дело с ними совместно. То, что у нас получается, очень воодушевляет. Но бизнесом я бы это не назвал, увлечением — да. Сейчас ко мне подключился мой брат Юра, и его задача — оптимизировать работу и рассчитать затраты на компоненты и прочее. Будет усердие, будет и бизнес».

Лампа «Эскимо»

Что Изящную лампу «Эскимо» сломать непросто, пусть вам и меньше пяти лет. Простая конструкция позволяет легко восстановить первоначальный вид, а перегрызать провод в текстильной оплетке придется долго — родители успеют поднять тревогу, обесточить прибор и унести чадо обратно в кроватку.

Производитель Слава Пустозеров

Цена 6490 р.

Слава Пустозеров, архитектор и дизайнер: «Мне интересно придумывать простые вещи. Отсюда все и появилось: я взял материал (дерево и пластик) и методом несложного раскроя и изготовления деталей из листового материала со сборкой создал трехмерный, не плоский образ. Можно посмотреть на ножки «Эскимо» и увидеть, что они имеют форму той самой деревянной палочки для мороженого. Ностальгическая ли это вещь? Ну может быть — я очень люблю советскую графику, и это наложило отпечаток на мое творчество. Советские рекламные плакаты 20–50-х годов меня тоже привлекают. Да и вообще, я какой-то трепет испытываю к эпохе начала XX века, очень люблю смотреть, например, на вывески оттуда».

Лошадка-качалка Obo

Что Да, именно так сегодня выглядят лошадки-качалки. Obo устроена по принципу тянитолкая — качественный кач гарантирован вне зависимости от того, лицом в какую сторону сел отпрыск.

Производитель Lllooch

Цена 16 800 р.

Леонид Лозбенко, дизайнер: «Мы не ставили задачу создать просто детскую лошадку — скорее, хотелось сделать дизайнерский предмет интерьера. Детских лошадок существует много, какие-то дешевле, какие-то практичнее. Люди, которые вкладывают деньги в интерьер своего дома, не хотят туда ставить обыкновенную игрушку. Конечно, как качалка она тоже работает и на детях проверена неоднократно (у нее, например, нет передней и задней части — как залезли, так и качаются), но в первую очередь мы позиционируем ее как предмет декора. Это касается и внимания к деталям, и качества отделки. Обычно к производству детских игрушек подход более простой, в этом плане мы заморочились чуть больше. Для нее части делались практически по всей России — от Владикавказа до Кирова: мы выбирали подрядчика по качеству изготовления, а потом собирали все части руками».

Кабинет

Кабинет

Блокнот Forest Note

Что Достойный конкурент бумажной продукции Muji и Moleskine печатается в центре Ростова-на-Дону. Каждое изделие — привет российской природе: красные и желтоватые страницы отсылают к яркой глине и засохшим дубовым листьям, а оливковые обложки — к еловым веткам.

Производитель Voodoo Books

Цена 470 р.

Егор Шатохин, дизайнер: «Во время учебы в архитектурном институте мы с Пашей Платоновым поняли, что в Ростове-на-Дону невозможно купить нормальный блокнот: есть с кошечками, ико­нами, еще чем-то, и все с ужас­ной бумагой. Был еще банальный Moleskine, конечно. Так что проект вырос из собственных потребностей. Первые образцы собирались практически на коленке. ­Потом оказалось, что наши блокноты — штука востребованная. Открыли небольшую фабрику в центре города, наняли штат сотрудников. Мы производим несколько серий — с различной ­фактурой и цветом бумаги плюс стикербук, чтобы делать наклейки. У нас есть постоянные поку­патели в Эстонии, Франции и Польше».

Смартфон YotaPhone 2

Что Новая итерация телефона с двумя экранами. Если пользователи первой версии гаджета жаловались на бесконечные ошибки, то вторая — и выглядит прилично, и работает если не как часы, то почти как айфон.

Производитель Yota Devices

Цена 39 900 р.

Владислав Мартынов, генеральный директор: «Для нас второй экран не просто прихоть. Я считаю, что будущее за устройствами, у которых экраны могут быть всегда включенными. Это как хороший официант в ресторане, когда ты салфетку уронил, он ее поймал, положил на место, а ты даже не заметил. Нас сравнивают с App­le, но надо понимать, что они занимаются технологиями уже 40 лет. Может быть, корректно сравнивать Yota Devices с App­le в самом начале пути. Им, как и нам сейчас, важно было бросить вызов Большому брату, в том случае IBM. Вообще, интересно, что нашу первую модель телефона в России многие воспринимали как законченный массовый продукт и игнорировали мои комментарии о том, что это первое поколение, пробный шаг, proof of concept».

Кабинет


Кофейный столик

Что Столешница — из груши, которая росла у создателя в саду, основание из американского ореха. Крепкий и изящный, такой просто не сломаешь.

Производитель «Стамеска»

Цена от 20 000 р.

Женя Назаров, сооснователь: «Я бы не стал относить этот стол к промдизайну, все-таки грушу в промышленных масштабах не используют — только сам нашел и сделал. Мебель мы вчетвером производим в мастерской, которую основали после полугодового обучения у мастера Всеволода Полтавцева. Он двадцать лет отработал в Музее мебели реставратором, да и вообще столярный опыт у него большой. Все бы ничего, но к нему на занятия приходили мужчины за сорок, которые не пытались всерьез научиться, а скорее воспринимали процесс как хобби, развлечение выходного дня. Тратили большие деньги на хорошие ручные инструменты. Нас это немного смущало, так что мы ушли оттуда, научились работать со станками и вот сейчас постепенно выходим на полноценное производство. К нам уже и стажеры приходят, чтобы подучиться тому-этому».

Настольный органайзер «Гора»

Что Органайзер-конструктор из дуба c четырьмя отделениями — двумя для маркеров или карандашей и еще двумя для всякой всячины. Соединив с органайзером «Дом» той же марки, можно создать на рабочем столе пастораль.

Производитель 52 Factory

Цена 1250 р.

Саша Браулов, сооснователь марки: «Гора» придумалась удивительно легко: мой партнер Настя однажды решила зарисовать то, как она видит свой идеальный ­органайзер, — это было в поезде во время нашего путешествия по Норвегии, когда за окнами проплывали домики и горы. Мы исходили из оптимального количества профессиональных маркеров, а также стремились к совместимости нескольких органайзеров друг с другом. Воплотить же эту идею получилось лишь спустя несколько лет в рамках нашего проекта 52 Factory. У нас до сих пор нет собственной мастерской, поэтому часть работ по созданию органайзеров осуществляется на дружественном производстве, но финальной обработкой и приведением изделий в товарный вид мы занимаемся сами».

Кошачий дом Catissa

Что Подвесной небоскреб для питомца восполняет необъяснимую потребность кошачьих залезать повыше — даже в квартире российской планировки, отличающейся от африканских саванн.

Производитель Mojorno

Цена от 21 500 р.

Ильшат Гарипов, дизайнер: «История простая — у меня четыре кошки, и в то время, как я придумывал проект, моей дочке было три года. Она стала кошаков гонять — кошаки стали бедные и замученные, квартира была малюсенькая, деваться им некуда. Так как я промышленный дизайнер по образованию, стал думать, как облегчить им жизнь. В итоге родилась идея сделать подвесной дом с доступом по лесенке, чтобы они могли туда забраться, а ребенок забраться не мог. Первый прототип пользовался успехом у кошек, но был страшненький и к интерьеру не подходил. Но фотографии на Reddit вызва­ли большой отклик, и я подумал, что нужно сделать что-то посимпатичнее: я же все-таки дизай­нер, а не просто ремесленник. Рассмотрел варианты, выбрал стиль, близкий к скандинавам, и в перерывах между основными проектами сделал блочный дом. Подвесил, додумался использовать натуральные овечьи шкуры для подстилки — это оказалось очень хорошим решением, так как это единственный материал, к которому, по моему опыту, не прилипает кошачья шерсть. Этот прототип я тоже показал на Reddit, и тогда мне пришла в голову мысль, что надо кошачий дом монетизировать. Потом уже были трудности с производст­вом в России: плохо с качеством, со сроками, с договоренностями, потеря денег, потеря клиентов. В итоге домики производятся за рубежом — в Эстонии».

Кабинет


Стул P-11

Что Каждый промдизайнер мечтает создать собственный стул. Хорошо бы еще сделать его не просто красивым, но еще и функциональным. P-11 — как раз и про первое, и про второе: войлочное сиденье делает недружелюбную, но эстетичную геометрию уютной и удобной.

Производитель Plan-S23

Цена от 20 000 р.

Максим Щербаков, сооснователь: «Я всегда собирал форму сегментными палочками, даже во время учебы. Это, можно сказать, было моей фишкой. И тогда же, в институте, получилась форма, которая впоследствии превратилась в стул. Вначале это был макет высотой 25 сантиметров из картона. Из этого макетика появился металлический стул. Некоторые вещи получились во многом из-за отсутствия опыта. Нужно было сделать его мягким, стал искать материал, и выяснилось, что войлок подходит лучше всего. Это было связано еще с тем, что в России нет производства качественной мягкой мебели, а следовательно, и материала тоже. На производство ушло около двух месяцев. Помогали товарищи — и те, кто мастер по дереву, и те, кто занимается металлом. Объединились, пошли друг другу навстречу, получился продукт. Мне не хочется делать дорогие вещи, но, к сожалению, ввиду отсутствия производства в России они такими получаются. Своими силами — всегда дорого. Делаешь продукт, он выходит по себестоимости в тридцать тысяч, а покупатель таких цен боится, думает, что я накручиваю цену».

Часы LUNA

Что Настенные часы в нашу эпоху — в первую очередь декоративный элемент для дома, а уже потом полезный девайс. Именно ­поэтому у объекта LUNA нет де­лений, а красивая лампа — есть.

Производитель Александр Поляков

Цена от 30 000 р.

Александр Поляков, дизайнер: «Мне нравятся объекты, которые несут некую функцию, и часы — идеальный пример. Кроме того, мне нравится делать вещи с множеством функций — симбиоз декоративного и полезного. Часы могут быть настенными, но использоваться как ночник, как бра, у них для удобства вынимается сердцевина, чтобы можно было перевести стрелки, не снимая со стены всю конструкцию, и эта сердцевина, в свою очередь, может использоваться как отдельные настольные часы — своеобразный трансформер. Я долго развивал эту идею — сначала циферблат менял цвет, потом стал светиться целиком, в итоге я доработал и отшлифовал концепцию в модели LUNA».

Подставка для ноутбука Vool

Что Экологичный столик для ноут­бука в крафтовой упаковке за €300 — не самый популярный запрос российских покупателей, зато его исключительно охотно заказывают в остальном мире.

Производитель Plan-S23

Цена от 20 000 р.

Алексей Галкин, дизайнер: «Первую подставку я сделал для себя, потом сфотографировал, выложил на Behance, и проект стал набирать какое-то бешеное количество лайков, а картинки — расходить­ся по иностранным блогам. Конструкция сложная: сначала нужно выпилить куски дерева, потом вручную склеить, зачистить все шкуркой — поэтому пришлось поискать производителя даже для небольшой партии. Предполагал, что буду делать подставки в Эстонии, но по-настоящему качественное, хоть и недешевое производство нашлось в Петербурге. Возможно, что именно из-за цены большинство заказов приходит из-за границы. Проекту уже че­тыре года, сейчас я конструирую другую версию плюс небольшую подставку для мобильных устройств в том же стиле».